Что оно предусматривает?
«Я думаю, что мы не должны рассматривать этот процесс как захват власти и отстранения. Это было соглашение», – заявил казахский политологом Димаш Альжнов в интервью «Белсату».
– Путин начал выводить из Казахстана российские войска. Означает ли это, что этот короткий период интервенции закончился? Можно ли об этом уже смело говорить?
– Войска в целом приглашались с одной задачей: в момент кризиса показать, что политическое руководство Казахстана поддерживается Россией и в случае необходимости для стабилизации ситуации может быть использован большой контингент. Момент кризиса прошел, и сейчас казахстанское руководство заявило, что выводит войска. В течение 10 дней они должны покинуть Казахстан. Это было необходимо решение, поскольку в обществе это имело достаточно негативный эффект. Многие могли воспринимать российские войска как оккупацию. Именно это давление стало причиной быстрого вывода войск.
– А какие политические эффекты у ввода этих войск? Мы все были удивлены тем, что было достаточно быстрая и неожиданная операция, что войска ввели в Казахстан. Туда поехали и беларусы в небольшом количестве. Это новый этап в истории развития ОДКБ. Какой политический эффект это будет иметь в будущем?
– События в Казахстане вдохнули жизнь в эту организацию. Поскольку была продемонстрирована способность быстрого развертывания войск, я думаю, этот эффект будет в дальнейшем использован во внешней политике России. Будет демонстрироваться, что организация дееспособна. С другой стороны, это плохой прецедент. Недемократический режим стабилизируется за счет военных соседних стран. Таких же недемократических. Если эта практика будет продолжена, это плохой сигнал.
– В Беларуси мы тоже этого боимся. И Украина сейчас в таком тяжелом положении, где в принципе готовятся к полномасштабной войне, насколько я понимаю. Есть такое мнение, Владимир Милов выразил его на своем YouTube канале, что сейчас в Казахстане превалируют интересы далеко не российские, а скорее, китайские. Вы можете подтвердить либо опровергнуть это высказывание?
– Не совсем. Все-таки казахстанское политическое руководство ближе к России. После подобной услуги со стороны Владимира Путина, естественно, встанет рано или поздно вопрос цены за нее. Что касается Китая, естественно, это вторая экономика мира. Китайские экономические интересы хорошо представлены в Казахстане. В целом в казахстанском обществе негативное отношение к влиянию Китая, но отношения с политическим режимом в Казахстане и Китаем достаточно прагматичные. Те вещи, которые интересны Китаю, связаны с лицами, которые покинули Китай и призывают мировое сообщество обратить внимание на концентрационные лагеря в Синь Цзяне. Казахстанские власти идут на поводу и помогают Китаю заглушить эти голоса. Особенно это касается тех жителей Синь Цзяня, которые являются этническими казахами, возвращаются сюда к своим семьям. Отношения были стабильные. Говорить о том, что Китай превалирует и влияет на внутреннюю политику Казахстана преждевременно. Все-таки связи с Россией намного ближе. После последних событий становятся еще ближе. Та дистанция, которая была раньше между Казахстаном и Россией, сокращена сегодня.