Вопрос о том, в каком ключе рассмотрит МВФ запрос Беларуси о выдаче очередного кредита, продолжает активно обсуждаться в зарубежной прессе. Фонду придется рассмотреть уроки предыдущей программы, а политической власти Беларуси остается все меньше пространства для маневра, считают эксперты.
Когда, сколько и, главное, на каких условиях Беларусь получит денег от МВФ - еще не ясно, но повод для очередной информационно-психологической баталии между Минском и Москвой уже создан. Судя по последним заявлениям Александра Лукашенко в адрес правительства России и министра финансов РФ, вице-премьера Алексея Кудрина, а также главы МИД Сергея Лаврова, "фактор МВФ" будет использован.
Но сейчас маневренности Лукашенко может оказаться недостаточно для того, чтобы спасти бывшую советскую республику от растущего внутреннего кризиса, в ходе которого дефицит достиг 16% от ВВП, валютные запасы страны иссякли, а белорусский рубль резко упал.
Проблема в том, что МВФ уже обжигался на Лукашенко, пишет "The Financial Times" (Великобритания). Фонд согласился предоставить Беларуси кредит в 3,5 миллиарда долларов в 2008 году с тем, чтобы помочь справится с последствиями мирового финансового кризиса. Но многие положительные моменты программы были потеряны по вине Лукашенко, который увеличил социальные выплаты и упростил процесс получения кредита для государственных компаний в преддверии президентских выборов в декабре 2010 года.
«Фонду придется рассмотреть уроки программы, - заявил Габриэль Штерн, экономист компании Exotix, которая специализируется на развивающихся рынках. - Для МВФ нетипично возвращаться в страну, спустя всего лишь год после удачного осуществления программы и увидеть такое фиаско».
Как указано в докладе МВФ о результатах программы, самой большой проблемой является тот факт, что высшее руководство никогда не признавалио спасительных мер фонда, особенно необходимость сократить прямое кредитование государственных компаний, которые формируют 70% экономики страны. «Несмотря на то, что власти приняли программу, суть они не уловили», - отмечено в докладе МВФ.
Любая будущая программа помощи должна учесть предыдущие промахи. «МВФ потребуются более сильные гарантии от высшего руководства страны, что применяемая политика останется в прошлом», - считает Г.Штерн.
Так что есть серьезные основания считать, что процесс получения кредитов МВФ не будет легче, нежели российской финансовой помощи в Антикризисном фонде ЕврАзЭС.
Издание отмечает, что члены МВФ из США и Европейского Союза вряд ли поддержат Беларусь в свете действий власти по отношению к демократической оппозиции после декабрьских выборов, когда многие активисты и лидеры оппозиции получили длительные тюремные сроки.
Изоляция Лукашенко от Запада делает невозможным получение Беларусью западной помощи в виде кредитов от Евросоюза и заметно осложняет получение кредитов от таких институтов как МВФ, на который имеет больше влияние Запад. Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт предупредил, что Белоруссия не получит помощи от МВФ, если не изменит свою политику, пишет издание "Stratfor" (США).
Финансовые проблемы Беларуси, вероятно, будут иметь последствия для региона в целом, так как затруднительное положение, в котором оказалась страна, может позволить России дешево скупить ее ключевые активы и использовать отсутствие у Минска выбора в своих стратегических интересах.
Москва ясно дала понять, что ее финансовая помощь имеет свою цену. В ходе переговоров Россия убеждала Беларусь провести приватизацию ключевых активов страны, не скрывая при этом, что намерена многое купить. В частности Москва хочет полностью получить контроль над Белтрансгазом.
Приобретение Россией остальных 50% этой белорусской государственной энергетической компании не только укрепит ее контроль над одной из крупнейших компаний Беларуси, но и увеличит ее влияние на страны Прибалтики и Польшу, снабжение которых природным газом зависит от белорусской энергетической инфраструктуры.
Кроме того, ведутся переговоры о слиянии двух производителей производителя грузовиков – белорусского «МАЗа» и российского «КАМАЗа». По словам российского посла в Беларуси Александра Сурикова, такое слияние необходимо, чтобы «добиться господства на рынке таможенного союза» (имеется в виду таможенный союз России, Беларуси и Казахстана). Хотя Суриков уверяет, что Россия не замышляет в Беларуси «бандитской» приватизации, очевидно, что она все же планирует увеличить свой контроль над белорусской экономикой (см. БДГ от 31 мая).
Усиления российского влияния на белорусскую экономику может сказаться и на политической сфере. Если Беларусь будет сильнее зависеть от России экономически, у белорусского правительства будет меньше пространства для маневра, отмечает издание.
Это влияние России, возможно, не ограничится экономикой и энергетикой. Оно может распространиться и на область безопасности. Беларусь и Россия уже сейчас тесно взаимодействуют по вопросам безопасности и военным вопросам, а рост зависимости Беларуси от России позволит последней укрепить эти отношения с помощью поставок вооружений – например, таких, как ракеты «Искандер». Возможно, она также увеличит свое военное присутствие в Беларуси. Подобные меры — или даже только их угроза — дадут России возможность ответить на американские планы по развертыванию в Польше системы обороны от баллистических ракет и воздействовать на прибалтийские страны, стремящиеся увеличить роль НАТО в делах региона.
"Беларусь должна что-то сделать, - считает Анастасия Головач, аналитик Renaissance Capital. - Либо это будет дальнейшая девальвация, либо помощь от России или МВФ. Самый оптимальный вариант – получить помощь МВФ".
"Кредиты МВФ являются шагом к сохранению независимости, потому что он насчитывает 150 с лишним государств, и мы ни к кому не попадаем в зависимость, даже если не заплатим. А если мы не заплатим России, то мы рискуем потерять независимость и собственность", - считает экс-председатель нацбанка Беларуси Станислав Богданкевич.
"Я полагаю, что оздоровлять экономику нужно для страны, белорусского народа, а не для сохранения власти неэффективных управленцев", - резюмирует он.