При наличии общности белорусских и китайских реформ, Китай в экономическом развитии ушел далеко вперед. И если уж пользоваться его примером, то в первую очередь внимание нужно обращать не на принципы регулирования валютного рынка в КНР. Которые, если власти примут их к сведению, то вполне могут ввести запрет на свободную покупку валюты физлицами.
Белорусские власти могут внедрить запрет на свободную покупку инвалюты физлицами, аналогичный действующему в Китае, пишет "Интерфакс-Запад", ссылаясь на эксперта в банковских кругах, знакомый с принципами регулирования валютного рынка в КНР.
"Высокая оценка рекомендаций экспертов китайского центробанка со стороны руководства Беларуси позволяет предположить, что на белорусский валютный рынок де-факто может быть перенесен действующий в Китае запрет на свободную покупку инвалюты физлицами", - полагает собеседник.
При этом он сомневается, что данный запрет может быть закреплен юридически.
"Вряд ли (это) будет введен официальный запрет… Однако, распоряжение Нацбанка о предоставлении государственному Беларусбанку полномочий на продажу физлицам на социальные цели при предоставлении соответствующих документов свидетельствует о внедрении распределительного принципа доступа физлиц к валютным ресурсам", - отмечает эксперт.
Кроме того, он напомнил, что в условиях сохраняющегося четвертый месяц ажиотажного спроса населения на инвалюту сальдо валюто-обменных операций банков с населением в апреле-мае складывается на уровне $60-70 млн в пользу банков.
Как писала БДГ ранее, «особую систему» управления финансами Беларусь намерена позаимствовать у Китая. Именно к китайцам обратился президент Беларуси за консультацией о вариантах дальнейшей стратегии государства на валютном рынке.
"Если читать заголовки статей, то выглядит это будто китайцы дали экспертную оценку ситуации в Беларуси. А читаешь текст и там фразы "разумный темп роста", "важность стабилизации" и тому подобный анализ. Это просто слова ни о чем", - так комментирует ситуацию независимый экономист Сергей Чалый.
"На самом деле в Китае совсем другая структура экономики. У них гигантский положительный текущий счет, у нас гигантский отрицательный счет. У них переиндустриализированная экономика, у нас недоинструализированная. У них другие проблемы и другой опыт", - цитирует С.Чалого "Ежедневник".
По мнению другого экономиста Леонида Злотникова, запрет на продажу валюты физическим лица, о котором высказался эксперт в банковских кругах, знакомый с принципами регулирования валютного рынка в КНР, вполне возможен.
"Это очень вероятно. И китайский опыт, на который многие ссылаются, здесь ни причем. Когда государство начало вводить какие-то ограничения на значение валютного курса, появилось много отрицательных последствий: вывоз товаров за пределы Беларуси, который пришлось также ограничивать какими-то административными методами", - обращает внимание эксперт в интервью "Еврорадио".
"Кроме того, из-за малых золотовалютных резервов наши предприятия, коммерческие структуры могут стать неплатежеспособными. Это значит, что предприятия не будут иметь возможности получать по предоплате сырье и комплектующие. А это также отрицательно повлияет на экономику ", - считает Л.Злотников.
"Недаром президент называл цифры в 10–12 миллиардов долларов, которые должны поступить в Беларусь. И, я думаю, примерно такие цифры фигурировали в переговорах с китайским Народным банком", - резюмирует эксперт.
В 2003 году в издательстве Белгосуниверситета вышла книга "Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси", где авторами отмечается общность белорусских и китайских реформ.
Первая среди них - сильная социальная направленность. Вторая - участие государства на всех этапах и уровнях реформ. "Существует мнение, что, освободив цены и открыв экономику внешнему миру, государство может устраниться из народнохозяйственного комплекса, все будут регулировать рыночные механизмы. В странах зрелого капитализма это, может, и так, но отпустить руль самолета на взлете нельзя", - отмечается в публикации.
Третья общая черта проистекает из двух первых: и Беларусь и Китай отказались от шоковой терапии и последовательно согласно принятым планам реформируют свои экономики. Как сказал Дэн Сяопин: "Чтобы перейти бурную реку нужно ощупывать камни под ногами".
То есть стратегия государств примерно одинаковая - достаточно длительное сохранение в госсобственности крупных предприятий и их поддержка через системообразующие банки.
Однако, как отмечают авторы книги, при этом Китай планомерно создавал механизмы рыночной экономики. Страна уверенно формировала рыночную торговлю, сферу услуг, создавая сектор малого и среднего предпринимательства. Благодаря этому и удалось добиться высокой конкурентоспособности выпускаемых товаров по показателю "отношение качества к цене". При этом их основную массу выпускают малые и средние предприятия.
Малые и средние предприятия в Китае стали экспериментальным полигоном для реформ - на них апробировались новые схемы подряда, аренды, банкротств. Ведь прежде чем отдать госпредприятия частным собственникам, последних нужно вырастить в негосударственном секторе, отмечают авторы публикации.
Важно понять, что успех Китая - это не только бурное развитие МСП и свободных экономических зон, но и достаточно успешное управление госсектором, отмечает один из авторов, декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев.
Белорусскую экономику сегодня можно разбить на два сектора: госсектор, как единая крупная корпорация, жестко, но неэффективно управляемая государством, и частный. Ни один из них пока не стал локомотивом для других. Есть надежды, что после акционирования и приватизации начнется развитие сектора, связанного с переработкой сырья. Обидно, что мы упустили время и не создали динамично развивающегося частного сектора МСП. Скорее всего, эту нишу займут крупные российские сетевые структуры, полагают авторы.
Напомним, что выход публикации состоялся в 2003 году…