Агрессия лишь ускорит неизбежное в историческом масштабе.
Будет война или не будет? Таким вопросом задается вопросом Петр Кузнецов в своем Telegram-канале:
— Сегодня это вопрос из разряда гадания на кофейной гуще, поскольку постсоветские правители, во-первых, отнюдь не блещут предсказуемостью, во-вторых, местами кажется – живут в своей реальности. Однако в исторической перспективе сам факт, что Кремль снова взялся бряцать оружием говорит о многом.
Россия, как бы это ни выглядело с разных сторон, до сих пор остается империей. Империей дряхлеющей и в исторической динамике – разваливающейся. Первый этап ее распада Первая мировая война. В ту бойню русские ввязались, находясь в прямом союзе, в коалиции, с Великобританией, Францией и США – в Антанте. Однако, в отличие от динамично развивающихся западных государств, состояние Российской империи было таково, что они умудрились полностью проиграть войну, находясь… в коалиции победителей.
Да, Антанта, в которой состояла Россия, выиграла, а сама Россия – проиграла, причем, не только боевые действия, но и государственность в том виде, в котором она существовала. Страна была отсталой, с большего аграрной и была уже, что называется, «дозревшей». В итоге были потеряны западные территории, Финляндия.
Выиграв (опять же, при помощи США и Великобритании, да и в союзе с Францией – вот же незадача, какие у них «исторические враги»!) Вторую мировую, империя воспряла духом, подчинив себе всю Восточную Европу и оказавшись в состоянии ввязаться в глобальное противостояние в виде «холодной войны».
Однако, оставаясь отсталой во всех смыслах, кроме военного, Москва на одном из этапов снова полезла в военную авантюру с целью расширения «зон влияния» (в Афганистане) – что поделать, империи по-другому не умеют. В конечном итоге это (как одна из причин последовавших санкций, экономического обвала ну и т.д.) привело к очередному этапу распада в 1991 году.
Исторические параллели, по-моему, очевидны. Россия сегодня – все такая же экономически, технологически и научно отсталая, зависящая от экспорта углеводородов страна, которой едва-едва удалось отойти от голода и беспредела 90-х, но которая остается на уровне «главная проблема – бедность населения». Притом (и это очень важно!) в отличие от предыдущих значимых моментов, в этот раз она не опирается на помощь США (как в Первой и Второй мировых войнах), а, наоборот – ищет противостояния с ними.
В этот раз ее союзники – не Америка, Англия и Франция в рамках Антанты, и даже не Восточная Европа в рамках Варшавского договора, а очень странное ОДКБ, где, едва успев очухаться от госпереворота в одной стране, надо разгребать вооруженный приграничный конфликт между двумя другими – тоже членами организации и как бы «союзниками».
Сегодня нет ни одной позиции, по которой можно было бы говорить, что путинская Россия сильнее, чем Николаевская Российская империя или брежневский СССР. Экономические и геополитические факторы намного более негативные. Потенциальные противники намного сильнее, фактических и потенциальных союзников практически нет.
Соответственно, никаких сомнений в том, что, если война будет развязана, то это закончится очередным этапом распада с утратой очередных «зон» (в том числе и Беларуси, власти которой, также являясь осколками рушащейся Империи, изо всех сил стараются не отстать в рвении). Агрессия лишь ускорит неизбежное в историческом масштабе.
Если в Кремле мыслят рационально – войны не будет, потому что финал слишком очевиден, а нынешний блеф скоро сойдет на нет. Распад, безусловно, будет продолжаться, только не рывками, связанными с большими кризисами. Если возобладают эмоции или ситуация просто выйдет из-под контроля…
Это будет очень больно, безусловно, для всех. Больно и кризисно. Но приведет к тому, что исторически неизбежное просто будет происходить быстрее.