Изменения в Налоговом кодексе удалили по предпринимателям.
В этом году Налоговый кодекс предусмотрел для индивидуальных предпринимателей новые правила работы. Эта тема активно обсуждалась еще в середине прошлого года, а многие ИП говорили, что новшества приведут их бизнес к закрытию. Office Life расспросил нескольких ИП о том, что изменилось после введения новых правил, и узнал, что они будут делать дальше.
Что именно изменилось? Кратко
Не все ИП, которые работали по упрощенной налоговой системе, теперь могут ее применять. В списке остались, например, торговля (розничная, оптовая, дистанционная), а также деятельность в области компьютерного программирования, здравоохранения, общественного питания, туризма и так далее — но тоже не во всех случаях.
Осталась УСН и для тех, кто выполняет какие-то работы (например, изготавливает мебель, шьет одежду, занимается отделкой квартир — словом, та деятельность, которая имеет материальное выражение).
А вот при оказании услуг (например, парикмахерских, юридических, бухгалтерских, дизайнерских, консультационных и так далее) вместо «упрощенки» нужно будет использовать общую систему налогообложения и платить подоходный (или единый) налог — в зависимости от вида деятельности.
Не будет УСН и для тех, кто перешагнет порог по выручке 500 тыс. рублей.
Если ИП сочетает несколько видов деятельности (например, какие-то работы и консультационные услуги), то «упрощенки» тоже не будет.
Как это выглядит в цифрах? Если упрощенно, то с января налог при УСН составляет 6% (было 5%), а подоходный — 16%, единый налог зависит от конкретного вида деятельности, но ставки по нему тоже изменились.
«Повысить цены вслед за налогами — мысль не бизнесмена, а ипэшника»
— Свой консалтинговый бизнес у меня 15 лет. При этом ИП я открыл в 2002-м, когда еще работал «на дядю». На старте своего бизнеса вел его через ИП буквально полгода. Потом открыл юрлицо и стал работать исключительно через него, — рассказывает минчанин Леонид (имя изменено. — Прим. ред.). — Через ИП стал проводить отдельных клиентов только последние несколько лет. Да и то — до 2020-го на ИП у меня был подоходный налог. На УСН я перешел только в 2021-м и, как оказалось, лишь на год.
По новому закону предприниматель не может применять УСН, ему нужно платить подоходный налог по схеме: доходы — расходы, которые можно подтвердить документами, или профвычет (20%)* подоходный налог (16%). То есть если применяется профвычет, то итоговая ставка составит 12,8%. Но это, по его словам, не такая уж большая цифра.
— Когда я открывал ИП, подоходный налог был от 9 до 30%. Введенная в скором времени «упрощенка» тогда была 15%, и на нее надо было покупать так называемый «патент» — то есть платить некоторую сумму денег авансом без гарантии того, что итоговая сумма налога достигнет суммы этого аванса, — вспоминает бизнесмен.
И приводит расчеты, сколько же налогов платит его фирма по сравнению с ИП:
Я теряю 20% на налоги: 6% УСН на юрлице + 13% подоходный с дивидендов +1% плата банку. И это если не считать расходов на офис, зарплату сотрудников и налоги с зарплаты. Эти самые налоги с зарплаты составляют почти 50%.
Именно по этой причине Леонид считает, что для ИП платить втрое больше, чем год назад, неприятно, но не смертельно.
— 90% моих коллег по цеху, которые работают как ИП, повысили цены на свои услуги на разницу в налоге. Это первое, что приходит на ум. Я цену не повышал. Я считаю, что перекладывать увеличение налога исключительно на клиентов неправильно.
Когда моя ИП-бухгалтер январский счет выставила мне по новой цене, при всей логичности этого шага меня это настолько расстроило, что я начал искать нового бухгалтера...
По словам Леонида, мысль: «Больший налог — это плохо. Я повышу цену, пусть клиенты мне этот налог компенсируют» — это мысль только в одном измерении. И это мысль не бизнесмена, а ипэшника. Если ипэшник хочет стать бизнесменом, то начать стоит с изменения мышления.
— Как отмена УСН повлияла на конкретно мой бизнес? — задается вопросом Леонид и дает ответ: — Стал больше думать над диверсификацией бизнеса и новыми каналами продвижения. Ведь заработать больше можно не только лишь увеличив цену.
«Решил задушить проблему деньгами»