Белорусские власти ожидают по итогам первого полугодия инфляцию на уровне 33-34 процента. Можно с полной уверенностью утверждать, что такой всплеск инфляции приведет к дальнейшему росту ставки рефинансирования, к которой привязаны процентные ставки по кредитам, пишут "Белорусские новости".
Аналитики агентства прогнозируют, что ставка рефинансирования на нынешних 18 процентах не остановится и будет увеличиваться во второй половине года в связи с ростом инфляции.
«Сегодня белорусские банки, формируя ставки по кредитам, прибавляют к ставке рефинансирования 6-7 процентов. Мы не исключаем, что к концу года ставка рефинансирования может подняться до 25-30 процентов, так как ныне, по нашему мнению, текущая ставка (18 процентов) не отражает реальной стоимости привлечения ресурсов для банковского сектора. Соответственно, ставки по кредитам, возможно, еще более существенно вырастут», — говорит кредитный аналитик Standard&Poor's Сергей Вороненко.
Эксперт считает, что если процентные ставки по кредитам поднимутся к концу года, то они могут затруднить как предоставление новых, так и обслуживание ранее выданных кредитов.
«Мы провели обзор белорусских отраслей экономики и видим, что рентабельность во многих отраслях не превышает 10 процентов. Достаточно сложно представить, как, имея такую рентабельность, предприятия смогут обслуживать и привлекать кредиты, процентная ставка по которым превышает 30 процентов», — отмечает Сергей Вороненко.
Проблемы с обслуживанием ранее выданных кредитов могут возникнуть по той причине, что кредиты, предоставленные в рамках госпрограмм, привязаны к ставке рефинансирования. Соответственно, когда растет, как сейчас, ставка рефинансирования, то и стоимость обслуживания кредитов значительно поднимается.
Между тем, по данным агентства Standard&Poor's, на выдачу кредитов в рамках госпрограмм белорусские банки направили очень значительные суммы. В 2010 году, к примеру, в рамках государственных программ было выдано кредитов на 18 триллионов белорусских рублей, что обеспечило 67 процентов чистого прироста кредитов.
Более того, некоторые кредиты, выданные в рамках госпрограмм, являются не рублевыми, а валютными. На первый взгляд, ситуация не такая уж проблемная — значительная часть валютных кредитов, которые госбанки предоставили реальному сектору, выданы под гарантии местных властей. Однако в сегодняшней ситуации, когда страна переживает валютный кризис, даже авторитет местных властей вряд ли может быть достаточной гарантией возврата таких кредитов.
«Ныне, принимая во внимание дефицит, мы не считаем гарантию местных властей абсолютной мерой защиты, которая позволяет быть уверенной, что с погашением валютных кредитов все будет в порядке», — говорит Сергей Вороненко. Он подчеркивает: способность государства гарантировать погашение валютных кредитов зависит от элементарной вещи — наличия в стране валюты.
Вместе с тем, дела с притоком валюты в Беларусь пока обстоят не лучшим образом. Широко анонсированные сделки по продаже белорусского МАЗа, «Беларуськалия», «Белтрансгаза» пока — лишь на уровне переговоров. Таким образом, объемы и сроки поступления валюты в страну остаются неизвестными.
Неопределенности в этот вопрос добавляет и то обстоятельство, что потенциальные покупатели белорусских активов в условиях валютного кризиса в Беларуси заинтересованы сбивать цену.
«Мы ожидаем, что потенциальные покупатели белорусских предприятий не упустят возможности поспекулировать на цене вопроса, оттягивая на неопределенный срок заключение приватизационных сделок», — говорит Сергей Вороненко.
В условиях, когда поступления от приватизации отсутствуют, возможности государства поддерживать реальный сектор экономики ограничены. Вместе с тем, аналитики Standard&Poor's полагают, что от степени господдержки реального сектора экономики напрямую зависит способность госпредприятий своевременно обслуживать привлеченные банковские кредиты.
По мнению Сергея Вороненко, один из вариантов, который бы позволил несколько очистить банковскую систему от потенциальных рисков, мог бы состоять в передаче кредитов на баланс специализированной структуры, занимающейся финансированием госпрограмм.
Как известно, в июне был подписан президентский указ о создании Банка развития. В официальном комментарии к указу говорилось, что «приоритетной целью создания и деятельности Банка развития является кредитование проектов, включенных в государственные программы, и их сопровождение».
Но пока даже госбанки не представляют объемы тех кредитов, которые будут переданы на обслуживание в Банк развития. Также непонятно, в каком объеме и из каких источников Банк развития будет финансировать госпрограммы.
Вместе с тем, есть основания предполагать, что коммерческие банки, несмотря на создание Банка развития, будут продолжать финансировать госпрограммы. Как известно, в июне был подписан указ президента, согласно которому всем коммерческим банкам, в том числе частным, было предложено заняться льготным кредитованием предприятий агропромышленного комплекса.
В общем, относительно планов государства в части финансирования госпрограмм остается много неясного. Отсутствие определенности в данном вопросе порождает кредитные риски для банковской системы.
Главный из них состоит в том, что в условиях резкого роста инфляции предоставление новых и обслуживание старых кредитов затруднительно. Поэтому либо государство будет за счет бюджета финансировать кредитование, либо кредитные риски для банковской системы будут только нарастать.