Вечером 6 июля возле минского гипермаркета "Гиппо" ничего не говорило о том, что именно это место выбрано организаторами «Революции через социальные сети» для акции жителей Ленинского района столицы. Может быть, людей действительно было чуть больше обычного, но рассеянные по площадке перед гипермаркетом 30-40 человек даже толпой назвать язык не поворачивался. Да и граждане в штатском создавали обманчивую массовость. Никто не хлопал, ни топал и ничего не скандировал. Общее спокойствие и обыденность создавали впечатление, что здесь вряд ли что-то может произойти. Но стоило мне достать фотоаппарат, как это впечатление развеялось.
-- Гражданин, пройдемте! -- предложил неожиданно материализовавшийся рядом бритоголовый мужчина. В моем случае задержание было проведено весьма корректно. Мужчина предъявил удостоверение сотрудника органов внутренних дел, после чего, без всяких заламываний рук и прочих атрибутов крутости, сопроводил к автобусу.
-- Снятое сами удалите или это сделают наши специалисты? -- поинтересовался милиционер.
-- На основании чего я должен удалять снятое?
Вопрос был риторическим. Сфотографировать я действительно еще ничего не успел, хотя бы потому, что снимать было нечего. Но для милиционеров это был не повод для полемики. Дверь в автобус оказалась открыта. Транспортное средство, весьма смахивающее на драбодан, в котором Жиглов с Шараповым гонялись за «черной кошкой», было забито людьми до отказа. Здесь сидела женщина с двумя маленькими девочками, пошедшая в «Гиппо» за игрушками, велосипедист с велосипедом, мужчина, звонящий своему адвокату, женщина, спешащая после работы к детям и другие посетители гипермаркета, на которых пал выбор «людей в гражданском».
В этой компании мы и отправились в Ленинский РУВД, где выяснилось, что наш рейс не первый и отнюдь не последний. Когда размещенный в подвале конференц-зал заполнило около 40 человек, кто-то в дверях крикнул:
-- Пока хватит возить!
Понятное дело, что гипермаркет для ловцов молчаливых людей мог стать неиссякаемым источником вдохновения. Но размеры конференц-зала были не резиновые и приток явно в чем-то подозреваемых граждан прекратился. Несколько офицеров дружно начали записывать паспортные данные и сведения о месте работы. Однако вопрос: «На основании чего мы задержаны?», - почему-то был для стражей закона тупиковым. Во всяком случае, внятного ответа добиться от них не удалось.
Зато милиционеры отобрали у всех телефоны и фотоаппараты. Стало скучно. Чтобы как-то занять себя стоявший у трибуны старлей решил, по всей видимости, написать эсэмэску и стал активно давить на клавиши своего «сотового».
-- А почему милиционеру можно играть на мобильнике, а мне нет? – громко спросил сидевший рядом парень.
-- Потому что он на работе! – объяснил прописную истину второй офицер.
Затем людей стали водить откатывать пальчики, фотографировать на фоне ростовой линейки в анфас и профиль, а в конференц-зал пришли специалисты, занявшиеся нашими фотоаппаратами. Чем им помешали сделанные или не сделанные людьми снимки, также никто не объяснял.
А потом в Ленинский РУВД приехал руководитель пресс-службы ГУВД Мингорисполкома Александр Ластовский и журналистов освободили. Мне вернули фотоаппарат, только карта памяти в нем уже не работала. Спасибо «специалистам».
Люди же, попавшие с площадки возле гипермаркета в Ленинский РУВД, так в конференц-зале и остались. Студенты, рабочие, служащие, предприниматели, директора фирм – вполне приличные и приятные люди. Большинство из них вряд ли когда-либо нарушало закон. Многие попали в милицию впервые и, возможно, вскоре предстанут перед судом. За что? За то, что просто молчали? Видя такое, молчать становится сложно.