7 июля исполняется 11 лет со дня исчезновения оператора ОРТ Дмитрия Завадского.
Дмитрий поехал в аэропорт «Минск» встречать своего коллегу своего коллегу — журналиста Павла Шеремета. С тех пор о судьбе Дмитрия Завадского ничего не известно.
Накануне годовщины трагедии журналист «Салідарнасці» дозвонилась жене Дмитрия и матери его сына Юрия Светлане Завадской.
– Сегодня мы, как и одиннадцать лет назад, ничего не знаем об исчезновении Димы, – сказала Светлана. – Если кто-то думает, что за эти годы боль притупилась, он ошибается. Это рана, которая не заживает... Мне приятно, что люди помнят о Диме. В регионах собираются проводить акции его памяти.
Сыну Дмитрия Завадского Юрию исполнилось 20 лет. Он студент одного из вузов.
Как признается Светлана, они с сыном не разговаривают об отце.
– Я вижу, как ему тяжело, когда упоминают о Диме. Такая история была и с фильмом «Крестный батька». Я видела слезы в глазах сына. А первые годы после исчезновения отца, в нашем доме бывало много журналистов. Многие из них спрашивали Юру о его папе, и сын всегда плакал.
Напомним, в 2002 году Минский областной суд признал виновной в похищении Завадского группу бывшего бойца спецподразделения МВД «Алмаз» Валерия Игнатовича. Два участника этой группы, в том числе сам Игнатович, приговорены к пожизненному заключению. Ни один из них своей вины не признал. Тело Завадского также обнаружено не было.
По версии следствия Игнатович хотел отомстить Завадскому за интервью «Белорусской деловой газете». В нем Дмитрий говорил о воевавших на стороне чеченских боевиков белорусах, вспомнил случай с задержанием Игнатовича, но имени последнего не называл.
В марте 2004 года республиканская прокуратура приостановила расследование дела о похищении Завадского «в связи с необнаружением безвестно исчезнувшего лица». В 2005 году расследование было возобновлено, но в апреле 2006-го — вновь приостановлено.
Ранее в интервью «Салідарнасці» Светлана Завадская предполагала, что причиной похищения ее мужа стал фильм «Чеченский дневник», который должен был выйти на ОРТ 10 июля 2000 года.
– Возможно, наверху испугались. Сопоставили интервью Димы «БДГ», где он сказал о связи белорусов с чеченцами, с тем, что Шеремет и Завадский любят отрыть что-нибудь интересное про Лукашенко и руководство. Есть версия, что 7 июля Диму взяли, чтобы узнать о содержании фильма, узнать будет ли там что-то о Беларуси, чтобы потом не пустить программу в эфир.
Возможно, его пытали, а когда увидели, что не смогут скрыть следов, убили.
Белорусская ассоциация журналистов призвала 7 июля в 12 часов вспомнить исчезнувшего оператора ОРТ Дмитрия Завадского минутой молчания.
По просьбе родных журналисты не будут собираться возле подъезда дома, в котором жил Дмитрий.
– Мы призываем всех, кто знал Дмитрия, кто помнит о его трагической судьбе, вспомнить о нем совместной минутой молчания. А также своими публикациями, которые не дают общественности забыть о преступлении, заказчики которого до сих пор неизвестны, – говорится в сообщении пресс-службы БАЖ.