Лучший исход для Путина — это то, что случилось со Сталиным.
Согласно официальным московитским социологическим опросам, большинство московиян (68%) поддерживает так называемую "специальную операцию", которую московитские войска проводят в Украине. Даже с поправкой на неполную репрезентативность и достоверность подобных опросов, уровень поддержки агрессии, которую демонстрирует московитское общество, по мнению экспертов, высок, и пропаганда достигает своих целей.
Об особенностях московитского общественного сознания корреспонденту "Север.Реалии" рассказал филолог, философ, профессор теории культуры и русской литературы университета Эмори Михаил Эпштейн. Нынешнее состояние московитского общества он определяет термином "шизофашизм".
"Шизофашизм – это фашизм под маской борьбы с фашизмом. Собственно фашизм – цельное мировоззрение, соединяющее теорию этнического или расового превосходства, империализм, национализм, ксенофобию, великодержавность, антикапитализм, антидемократизм, антилиберализм. Шизофашизм – это расколотое мировоззрение, своего рода карикатура на фашизм, но серьезная, опасная, агрессивная карикатура. Шизофашизм проявляется в истерической ненависти к свободе, демократии, ко всему чужестранному, к людям иной идентичности, а также в поиске врагов и предателей среди своего народа. Но это шовинистическое мировоззрение находится в шизофреническом расколе со стремлением использовать те самые блага, которые обеспечивает "враг": недвижимость за рубежом, привилегия давать образование детям в "Гейропе" и "Пиндостане", хранить счета в их банках и т.д", – пишет Михаил Эпштейн.
– Вы пишете, что сегодняшнее состояние московитского общества можно определить термином " шизофренический фашизм". Этот термин вы ведь впервые употребили уже несколько лет назад?
– Да, вскоре после событий 2014-го года, после аннексии Крыма. А в 2017 г. в "Снобе" у меня была статья про шизофашизм, а в своем "Проективном словаре гуманитарных наук" в разделе "Политика" я дал определение этого понятия как относящегося к современной Московии, – говорит Михаил Эпштейн. – А сейчас мне подумалось, что действительность настолько подтверждает то, что в этом понятии скрыто, что пора к нему вернуться.
– Сейчас всем хочется понять, что происходит с человеком в той ситуации, в которой мы все оказались? Очень важна рефлексия – почему это с нами происходит? И почему это произошло не с кем-нибудь, а именно с нами?
– Это действительно кажется трудно объяснимым, если исходить из прозрачности человеческого разума, в котором одно полушарие собеседует с другим, одна идея соответствует другой. Но если представить себе, что человек, с одной стороны, может быть романтиком, а с другой – подлецом и разбойником, что для него это и взаимоисключающие, и взаимодополняющие признаки, то мы имеем дело с шизофренией. Стоит добавить еще одну парадоксальную черту: откровенность лжи, или ложь без обмана. Когда нам, например, говорят, что "продвижение московитской армии замедляется трусливым поведением украинских националистов", то понятно, что это ложь, как и рассказы про распятого мальчика.
– Интересны последние работы Солженицына про обустройство страны. С одной стороны, он призывает к земству, к самоуправлению; с другой, проповедует, чтобы, да, пусть не будет Советского Союза, но пусть объединятся Московия, Беларусь, Украина, Казахстан или Северный Казахстан. Как будто он не понимает, что идея империи и идея земства совершенно несовместимы. И когда земское самоуправление стало развиваться в Московии после отмены крепостного права, после реформ Александра II, оно все больше вступало в оппозицию к имперской власти. И закончилось тем, что земства были упразднены большевиками, возродившими уже на другой идеологической основе Московитскую империю под названием Советский Союз.
– У Вас было эссе "Почему Московия такая несчастная? – спросил студент". Так почему?
– Я преподаю в университете русскую литературу, культуру, религию, философию. Что мы проходим, допустим, по ХХ веку? Замятина, Платонова, Булгакова, Зощенко, Солженицына – классику. И прочитав все это, студенты яснее, чем мы сами, видят общий знаменатель: что русские люди абсолютно несчастные, страдающие в любом историческом варианте. А раньше у Гоголя, Достоевского, Чехова – тоже все страдают. И вот они спрашивают: "Почему Московия такая несчастная? Такая огромная страна. Что мешает ей быть счастливой?" Мой ответ – территориальное проклятие. Есть ресурсное проклятие, о котором говорят экономисты: земля такая богатая, что можно ничего не делать, а просто торговать недрами своей матери-родины, продавать их налево и направо. И есть еще более страшное проклятие – территориальное, связанное с наследием кочевья и экспансии. Потому что так раздвинуты пределы этой страны, что никто не чувствует себя хозяином своей территории, которую нужно возделывать, которая к тебе переходит от твоих предков, которую ты оставишь потомкам, вложив всего себя в этот маленький кусочек земли. Ощущение такое, как у кочевников, что кто-то придет, нагрянет, отнимет, поэтому вкладывать себя не стоит, это все равно будет отнято, растащено, перейдет к другому.
– То есть все дело в пространстве, которое невозможно переварить?
– Жуть пространства Пушкин передал еще в "Бесах" – пустоты, пожирающей все живое и теплое: "страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин!" Это ощущение затерянности и опасности не исчезает в Московии. Александр Блок писал: "что бы ни сделал человек в Московии, его всегда прежде всего жалко". Люди в этом пространстве никто, потому что само это пространство – ничто, пустота. Чтобы ее возделывать, ее нужно прежде всего разделить на какие-то территории, которые можно освоить, обиходить. В 2006 году я путешествовал на Селигер – чудесное озеро, жемчужина. А рядом город Осташков – архитектурное убожество. Все, что сделано людьми, – убожество по сравнению с тем, что сделано природой на этой земле. В этих деревнях почти никого не осталось, кроме старух и беспробудных пьяниц. Одно живое место – это поселок таджиков, которые работают на какой-то стройке, уже соорудили себе мечеть, – это единственное деятельное место, трудовое.
Выходим на берег Селигера, и перед нами такая невероятная красота! Причем красота мирная, тихая, созерцательная – какая там война! А рядом церковь, голая, зияющая: нет купола, вместо фундамента коровы свой помет отложили уже за несколько поколений. Все абсолютно разрушено. И Осташков тоже – чувствуется, как не любили строители то, что они делали. Это приличный городок по стандартам русской провинции, но какое же это все-таки убожество! Какую можно было бы красоту создать на берегах потрясающего Селигера! Я думаю, что в этом дело, что эта земля остается кочевой, в ней господствует кочевая психология. Мы не властны ее возделать, потому что она ничья.
Московии никогда не удалось полюбить саму себя, полюбить своих. Когда итальянцы, поляки слышат свою родную речь где-то в чужой стране, они подходят друг к другу, приветливо общаются, а русские за границей разбегаются, едва заслышат свою же родную речь. Потому что это чужой человек, это потенциальная угроза. А вдруг он станет к тебе приставать, вымогать что-то. Нет никакого доверия, любви, уважения друг к другу, а это самое трудное. Заповедь-то как говорит? – возлюби ближнего, как самого себя, то есть любовь к себе берется как точка отправления, а любовь к ближнему как точка прибытия. Но если ты не любишь себя, ты не можешь полюбить другого. И вот эта страшная внутренняя ненависть к себе диктует ненависть ко всему миру, панфобию, тотальную саморазрушительную ненависть.
– Откуда она? На протяжении последних 100 лет многие катастрофы, которые происходили в Московии, – рукотворные. Исключая Великую Отечественную войну, особенно если не углубляться в ее истоки. Но то, как относились к своим воинам, сколько положили во время войны – читаем у Астафьева, Никулина – это уму непостижимо. И до сих пор ведь не похоронили их. Ходим по костям.
– Да, положили 30–40 миллионов. Ведь какой метод был? Минное поле – мы его закроем своими телами. Полководец Жуков – мастер истребления своих же воинов, погубил их больше, чем врагов. И его любят, обожают. Интересно, что добрых царей ненавидят, а злых уважают. Сталина любили, сейчас Путина, а, например, Горбачева не любят. Хрущева, который был тоже достаточно жуткий, но как-то подобрее на фоне Сталина, не любили. Александра II не любили.
– И все же была же в истории Московии развилка, когда она могла пойти совсем другим путем. Была Киевская Русь, это европейская Русь.
– Так Московия – не она. Московский улус – это часть Золотой Орды. Ну, просто им случилось говорить на том же языке, что и в Киевской Руси, и исповедовать ту же веру. А на самом деле, это совершенно другое гопсударственное начало. Киевская Русь – часть европейской цивилизации. Потом монголы все это истребили, Киевская Русь не поднялась – поднялась только в последние 30 лет, уже как Украина. А победил Московский улус, провозгласивший себя сначала Третьим Римом, потом Третьим Интернационалом.
– И он сейчас пошел на отложившуюся Киевскую Русь?
– Да, в том числе. Сначала он занял все евразийское пространство, теперь от него что-то отломилось, он хочет вернуть этот кусок себе. Тут не обойтись без евразийства, в частности, без сочинений Александра Дугина. Какая высшая цель Московии, по Дугину? Какая высшая миссия? Завершить ход мировой истории и вернуть мир в состоянии ничто. Вы не поверите, так он и провозглашает. И попытки воплотить эту идеологию в жизнь мы сегодня и наблюдаем.
С 2008 г., после захвата грузинских территорий, стала возникать еще одна – неоимперская Московия, и этот тренд был усилен в 2014 году, с захватом Крыма. И вот теперь Московия переходит в новую фазу, которую с 24 февраля 2022 г. можно обозначить как "изгойскую". Эта страна, точнее, ее преступная верхушка, самым бандитским образом нарушает международный закон, идет против всего мира – и мир отворачивается от нее, оставляя в изоляции на огромной территории, обреченной на запустение.
– Сможет ли мир выстоять сегодня?
– Лучший исход – это, конечно, то, случилось со Сталиным ровно 69 лет назад. Грешно ли молиться за гибель преступника, врага человечества? В православии есть и такая молитва: "Христе Боже нас: погуби Крестом Твоим борющего нас... "
А вообще в последние дни во мне звучат слова, памятные еще по послевоенному детству:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Именно это сейчас и происходит с Украиной, только нашествие Орды – не с запада, а с востока, как и в эпоху Киевской Руси, – говорит Михаил Эпштейн.