Вопрос, который наверняка задают себе сейчас тысячи белорусских стражей порядка…
В старом армейском анекдоте полупьяный прапорщик на предложение генерала сократить рабочую неделю до одного дня интересовался: «Товарищ генерал, и долго мы так по средам будем вкалывать?».
К слову, появились и новые народные сочинения на тему молчаливых акций. Как, например, вот это: «Чтобы вызвать полицию, в США нужно набрать 911, в России — 02, а в Беларуси — похлопать в ладоши».
Но факт остается фактом: от акции к акции на хлопки и молчание белорусские стражи порядка реагируют все более нервно и агрессивно. Пытаясь заарестовать всех подряд, они лишь нагнетают обстановку, втягивая в круг недовольных властью все новых людей. Более того, белорусская милиция активно втягивается и в международную конфликтную политику. Умышленно? Скорее всего, именно так. Ведь большого ума не требуется, чтобы спрогнозировать реакцию из-за ближнего и дальнего бугра на факты задержания, в том числе и журналистов. А динамика здесь, скажем так, положительная со знаком «минус» для правоохранителей.
По сообщению пресс-службы Белорусской ассоциации журналистов, 15 июня было задержано 9 представителей СМИ, столько же — 22 июня, 29-го задержали уже 13 репортеров и фотокорреспондентов. 3 июля в РУВД доставили 16 пишущих и снимающих. Вчера, 6 июля, этот «рекорд» был побит: в Минске и регионах на улицах «повязали» уже 24 журналистов. При этом не все были отпущены с миром после выяснения личности. По данным БАЖ, за работу в праздничный день 3 июля административным арестом на срок от 6 до 12 суток суды наказали четверых журналистов.
При таких «показателях» и соответствующий международный резонанс. Конечно же, на возмущенные голоса из дальнего зарубежья о нарушениях прав и свобод на нашем властном Олимпе не принято обращать внимание. В лучшем случае дают отлуп типа «сами дураки» и «а у вас негров линчевали». О собственных «линчеванных» гражданах, разумеется, — молчание. А ведь действительно, сколько вообще за время «хапунов» было схвачено случайных людей, которые, образно говоря, «ВКонтакте» не состояли, не хлопали и молчали может даже в пользу нынешней власти?
Белорусские правозащитники затрудняются ответить на этот вопрос — доступ к статистике задержаний им заблокировали, в суды не пускают. Единственный официальный источник, который обязан следить за соблюдением законности, по сути, играет в молчанку. Речь о генеральной прокуратуре, которая за несколько часов до акции выдала пространное заявление своего начальника Григория Василевича.
Главный прокурор, не к месту сославшись на страны западной демократии, помахал пальчиком в адрес устроителей и потенциальных участников «несанкционированных массовых мероприятий». А также напомнил «сотрудникам правоохранительных органов», что они «сами также обязаны неукоснительно соблюдать действующее законодательство, включая ведомственные акты, быть максимально корректными, предварительно, если позволяет ситуация, представляться и требовать от граждан прекращения противоправных действий, разъяснять законодательство и последствия его неисполнения».
Судя по событиям вечера 6 июля, генпрокурор поговорил сам с собой. Может, и его, как правозащитников, некие неизвестные лица в спортивной форме а-ля рэкет 90-х блокируют от информации, от творящегося беспредела по средам на улицах?
В таком случае почему бы не выйти с инициативой подготовки проекта указа об отмене среды как дня недели? Или, в крайнем случае, провести некий аналитический мозговой штурм с целью выработки рекомендаций для МВД, чтобы белорусские стражи порядка не «вкалывали» как проклятые, игнорируя законы, а действительно выполняли свои служебные обязанности. В народе это называется «включить мозги». К месту заметить, за все время сделали это только в Бобруйске, где вечером 3 июля на акцию молчаливого протеста собралось 60-70 человек. Местные милиционеры сделали вид, что ничего не видели. Люди похлопали в ладоши и разошлись.
По сведениям Naviny.by, в недрах МВД зародилась даже мысль воспользоваться бобруйским опытом и распространить его на всю республику. Однако желающих рискнуть погонами не нашлось, милицейское начальство Бобруйска «поставили на место» за несанкционированный эксперимент, и оно постаралось исправиться. 6 июля в Бобруйске в акции участвовало около 150 человек, по предварительным данным, задержаны 23 мирно гулявших гражданина.
…Ситуация патовая и анекдотичная одновременно. Молчание и аплодисменты власть приравняла к мелкому хулиганству, группа больше трех человек — это несанкционированный митинг, законное требование гражданина объяснить причину его задержания воспринимается как неподчинение «неизвестному лицу в штатском». Дошло до того, что песня Виктора Цоя «Хочу перемен» оказалась на грани запрета. Что дальше?
И долго они будут так вкалывать по средам?
Виктор Федорович, «Белорусские новости»