История спасшихся жителей Гостомеля.
24 февраля украинский Гостомель штурмовали московитские оккупационные силы. Несколько дней там шли ожесточенные бои за аэропорт. Жители Гостомеля, не успевшие уехать в начале вторжения, из-за обстрелов не могли покинуть поселок. Невольно оказавшись в центре боевых действий, люди в буквальном смысле пытались выжить, не имея еды, воды и медикаментов.
О пережитом в нечеловеческих условиях кошмаре "Еврорадио" рассказала местная жительница. Из Гостомеля Алине (имя изменено) вместе с двумя детьми удалось эвакуироваться только 17 марта.
"Чеченцы начали выбивать двери в комнатах"
— Все произошло утром 24 февраля. Мы рано встали — и тут сразу такой взрыв, что небо почернело. Хотели сесть на маршрутку, уехать, а маршрутки никуда уже не едут. Кто на своем транспорте, тот смог убежать, — рассказывает Еврорадио Алина. — В военном общежитии был подвал, мы все спустились в подвал. Потом приехали большие машины, вышли чеченцы и начали выбивать двери в комнатах, вытягивать из комнат людей. Они держали нас в подвале. Тех, кто не хотел, тоже загнали в подвал. Мы там пробыли двадцать один день.
— Мы держались возле детей. Я так подумала, что если бы в подвале не было детей, то они бы нам не дали ничего — ни воды, ни хлеба, — продолжает Алина. — Первые четыре дня дети сидели голодные, пока чеченцы не поделились хлебом, сухарями. Дети хотели пить, воды не было. Ребенок лез рукой в канализацию, облизывал руку и так пил воду. Четыре дня дети лежали голодные. Ребенок меня просит "Мама, дай печенье". А у меня нет ни печенья, ни хоть чего-нибудь. [В этот момент разговора с журналистом женщина не выдерживает и плачет.]
Я не ела пять дней, потому что старалась детям все отдать, что нам давали. Дети съедят и просят еще, а у меня нечего им дать. Я теряла сознание, меня потом еле привели в чувства. Не передать словами того, что там было.
Взрывались то ли бомбы, то ли гранаты. Взрывалось так, что подвал двигался. Казалось, что стены рушатся. Последний раз был такой взрыв, что половина подвала превратилась в яму. Мы думали, нас засыпет, но до нашего угла не дошло.
Женщина благодарит московитские войска за то, что те не дали спрятавшимся в убежище людям умереть голодной смертью. Она не понимает, почему в подвал не пришли с помощью украинцы. Напомним, что в первые дни войны в Гостомеле шли бои за аэропорт. Вероятно, что украинские бойцы физически не могли добраться до людей на оккупированную московиянами территорию. В то же время украинские СМИ сообщали, что московияне срывают гуманитарные коридоры, организованные для вывоза гостомельчан в Киев.
— Чуть позже чеченцы куда-то исчезли, приехали русские. Перед эвакуацией пришел один человек, русский. Я не знаю, кто это был, командир или кто еще.
Говорит: "Вам завтра в семь часов утра нужно выехать. Есть информация, что дом взорвут. Вам нужно уезжать в Московию". Вчера приехал человек из нашего дома. Говорит, что тот подвал в самом деле взорвали, — рассказывает Алина.
В тот момент женщина думала только о том, как спасти детей. Пришлось ехать туда, куда гостомельчан отправляли московияне.
— У меня мама в Житомирской области. Но как мне туда переехать, когда все вокруг разбомблено? Конечно, хотелось бы добраться в Житомирскую область, — рассказывает Алина. — Но они [московияне. — Еврорадио] туда не ехали. Они везли нас только в эту сторону. Я думала, что нас повезут на Житомирщину. А оказывается, у нас был только один выбор — в Беларусь.
Оставаться там, в подвале, мне не было смысла. Куда нас повезли, туда мы и ехали. Выхода не было, надо было спасать детей, они очень сильно кашляли. Сейчас я даю детям лекарство, которое нам привезли, и уже вроде бы ничего. У меня за время сидения в подвале что-то со зрением стало. Смотрю на буквы — а они расплываются. Думаю, потом, как все поутихнет, пойду к окулисту.
Пока в безопасности
Теперь Алина вместе с другими вывезенными из Гостомеля людьми живет в гомельском санатории "Ченки".
— Нас тут кормят, нам привозят одежду. Тут парикмахерская есть, постригли деток бесплатно. Поставили нам стиральную машинку. Нас не выгоняют. Говорят: "Хотите остаться — оставайтесь. Будет работа для вас, школа для детей". К детям относятся хорошо, — говорит Алина.
21 марта Министерство иностранных дел Украины призвало мировое сообщество отреагировать на так называемую эвакуацию украинцев войсками РФ. "Принудительный вывоз мирных жителей на территорию гопсударства-агрессора, в том числе детей, имеет признаки похищения. Такие действия являются грубым нарушением международного права, в том числе международного гуманитарного права", — напоминает украинский МИД.