Сначала будет перевод на вынужденный простой, потом — увольнения.
Экономист и член политсовета Объединенной гражданской партии Лев Марголин полагает, что сокращения охватят большинство беларусских предприятий.
— С ряда беларусских предприятий поступает информация о грядущих массовых увольнениях. Некоторые заводы переходят на четырехдневку. Сообщается о проблемах с поставками и отгрузками продукции.
Сотрудники одного из хлебозаводов пишут, что замороженный хлеб перестали покупать Израиль и Нидерланды. Из первых уст от работника «Беларуськалия» слышала, что зарплату перечислили не утром, как обычно, а вечером. Что ждет в ближайшее время наши крупные предприятия?
— Прогноз мой неутешительный, причем это касается не только крупных предприятий.
Начнем с «Белкалия». Это предприятие находится под санкциями. С одной стороны, как производитель, с другой – и Литва не пропускает транспортные потоки, и Украина закрылась. Соответственно, можем продавать, но не можем вывезти. И эта проблема будет нарастать. Потому что «Белкалий» – это такое предприятие, которое на склад работать не может.
На МАЗе и МТЗ были такие примеры, когда вся территория была заставлена автомобилями и тракторами, в частности, в 2020 году, когда началась пандемия. Потом спрос начал расти, и проблема разрешилась. Но сегодня такого уже не будет.
Все предприятия имеют определенные производственные цепочки. То есть, если «Белкалию» придется останавливаться или каким-то образом резко снижать уровень производства на длительную перспективу, значит, с этим связаны и те предприятия, которые обслуживают «Белкалий», – строительные, ремонтные и так далее.
Такое же положение у большинства предприятий. Потому что нет ни одного предприятия, которое имеет полный производственный цикл, то есть, скажем, получает металл и выдает готовую продукцию. У всех есть субподрядчики, и как только головное предприятие останавливается или замедляется, следом все остальные.
Были надежды, что московитским рынком можно будет компенсировать выбывающие рынки других стран. Но здесь проблема возникла другая: московитский рубль упал значительно сильнее, чем беларусский. Соответственно, беларусская продукция вмиг подорожала на 20-30 процентов. И при наличии с другой стороны китайцев наша продукция в определенном смысле становится неконкурентоспособной. Так что проблемы будут нарастать.
Предполагаю, что на «Белкалии» дали зарплату не утром, а вечером, потому что пришлось воспользоваться банковским кредитом для выдачи зарплаты. Сегодня «Беларуськалий» является первоклассным заемщиком, и банки спокойно дают ему деньги, но по мере роста закредитованности либо правительству надо будет гарантировать эти кредиты, либо что-то придется делать. И это касается всех предприятий.
Что касается «Нафтана», главными покупателями нефтепродуктов были Западная Европа и Украина. И те, и другие по большому счету отваливаются. Соответственно, падает загрузка предприятия. А это все такие предприятия, которые на склад, к сожалению, работать не могут: они либо отгружают, либо останавливают производство. То, что называют «оптимизацией», будет приходить на многие предприятия, если не на большинство.
— Под оптимизацией мы понимаем массовые увольнения.
— Сначала, может быть, не массовые. Где-то это будет перевод на вынужденный простой на 2/3 поначалу, потом — увольнение.
Тем более, есть такое понятие, как инициативные санкции. Никто не накладывал санкции на замороженный хлеб, но Израиль и Нидерланды отказались его брать по собственной инициативе.