На некоторые продукты ценники выросли на 66%.
За последние месяцы полки магазинов тряхнуло от двух кризисов. Сначала санкционный ответ беларусского правительства ударил по рынку поставщиков импорта. Потом столкновение Московии и Украины привело к валютному ралли, поставив под вопрос сам факт поставок привычных товаров. Все это время поставщики переписывали логистические цепочки и цены. Итак, что изменилось за 3 месяца, пишет onliner.by.
1 января Беларусь запретила (на самом деле квотировала, но пока о результатах не слышно) импорт продуктов из списка стран. Старики еще помнят голландскую грушу «Конференция», немецкий «Дор Блю», литовский «Джюгас».
Эти продукты есть в остатках в некоторых магазинах, но в гипермаркете Green, где мы начали мониторинг, от литовского сыра остался только ценник.
Остались ли беларусы без сыра с плесенью, фруктов и шоколада? Так нельзя сказать. Во-первых, есть молодечненский. Пусть и за 36 рублей (+ 3 рубля к декабрю).
В течение 3 месяцев после решения о санкциях мы каждый месяц ходили в магазин — и самые большие изменения были связаны с Новым годом. Покупатели почистили полки перед праздниками, а каникулы и выходные изменили ритм поставок, обнажив полки. Показалось, что изменения случились так быстро, но потом все наладилось.
Будучи информационно подготовленными, импортеры привезли запасов на все деньги. Удивительно, но это сыграло на руку и ценам — не приходится закупаться сейчас. По мере того, как будут распроданы запасы и решен (или не решен) вопрос с валютой для покупки новых пачек макарон, кофе и оливкового масла, ситуация должна начать меняться стремительнее.
Какие изменения в ассортименте мы заметили прямо сейчас.
Много Московии. Еще больше, чем было
Пока беларусские производители еды везут контейнерами мясо с молоком на Восток — обратно едут более дорогие торговые марки, снося и сменяя европейскую санкционку. У русских было на несколько лет больше, чтобы адаптироваться и заменить импортные сыры и колбасы своими. И они, как смогли, воспользовались ситуацией. Беларусь легко втягивается в воронку продовольственного ассортимента московитского магазина.
Итальянскую колбасу сменил «Дымов» и «Ремит», куда-то в сегмент «элитного для элиты» улетел рибай-стейк от «Мираторга» от 150 до 200 рублей за кило.
Плюс расположенные там заводы дают результат. Был сыр Viola или President из Финляндии и Франции — стал из Московии. Первый стал дороже на рубль, второй пока не менялся.
Вообще, сырная полка сейчас в объеме беларусская, в ассортименте — уже московитская.
Цены не угнались за долларом, отстали
Логика покупателя предполагает, что вслед за ростом денег, которыми платят за продукты в Европе, на столько же должна подняться цена (это не считая рисков). Но не все товары обладают столь быстрой чувствительностью. Многое было куплено и привезено в конце прошлого года. Поэтому под чутким контролем МАРТа индексируется как может (особо не может).