Будни волонтерского отряда имени Ильи «Литвина».
Все больше беларусов присоединяются к защите Украины от московитской агрессии. При этом не только в составе батальона имени Кастуся Калиновского. Корреспонденты «Белсата» поговорили с беларусскими воинами из волонтерского отряда имени Ильи «Литвина», которые несут службу в Одессе.
Перед началом войны в Одессе было около 400 беларусских семей. Но практически все из них уехали из города после нападения Московии на Украину. Те же, кто остался, помогают местным защищать город от московитской угрозы. Некоторые из них вывезли из Одессы свои семьи, а самые остались в городе.
«Я уже около десяти лет в Одессе живу. Остальные ребята из нашего отряда уехали из Беларуси после событий 2020 года. С волонтерами у нас около 30 человек. Девушки сети плетут, кто-то на складах волонтерских помогает. А на патрулировании 15 беларусов», – рассказал «Белсату» представитель отряда Борис.
Собеседник подчеркнул, что «каждый нашел себе занятие, без дела никто не сидит дома».
«Украина для нас – это страна, которая нас приняла, приютила. И у нас к ней соответствующее отношение», – отметил Борис.
Сам он присоединился к защитникам Украины в первый же день войны.
«Если честно, устали. За это время был только один день отдыха. И то пришлось делами заниматься. Месяц был совсем без передышки», – рассказал Борис.
«Свои братья»
По его словам, недоверия к беларусским воинам со стороны украинцев по причине гражданства нет, «свои братья».
«Тем, с кем мы общаемся из Вооруженных сил, Нацгвардии, полиции, мы рассказываем, да они и понимают, что Беларусь и Лукашенко – это разные вещи. Опасения, что беларусские армии могут войти в Украину, есть. И очень бы не хотелось, чтобы такое произошло», – отметил собеседник.
Вместе с тем в территориальную оборону беларусов не оформили, так как Беларусь – страна-агрессор. Поэтому в первый дни войны беларусские добровольцы патрулировали улицы города вместе с полицией. А после «самоорганизовались в отдельную единицу» – добровольческий отряд имени Ильи «Литвина», названный в честь беларусского добровольца, погибшего 4 марта в боях под Киевом.
«Мы добровольческий отряд, мы подчиняемся ЗСУ и также работаем с полицией. Занимаемся сейчас патрулированием города. Есть у нас определенный район, который мы патрулируем. В основном отлавливаем лазутчиков», – сообщил представитель отряда.
Шпионы пытаются пробраться к военным объектам, сфотографировать их, выяснить количество лиц, наличие техники. В последнее время их ловят почти каждый день.
Так, 21 марта на одном из блокпостов беларусские добровольцы задержали двоих мужчин, которые пытались обойти позиции защиты и попасть на закрытую территорию. На одном из телефонов нашли переговоры с оккупантами. Те просили передать информацию о боевых позициях Нацгвардии и ВСУ, обещая взамен перевести деньги.
«Пока Николаев держится, Одесса – в относительной безопасности»
Также вечерами беларусы помогали организовать выезд беженцев на поезде в польский Пшемысль. Помогали людям садиться в вагоны, следили, чтобы не убегали призывники, чтобы прежде всего выезжали дети и старики. Но в последние дни наплыв уже ушел, теперь люди садятся на поезд спокойно.
В целом, говорит Борис, «одесситы живут, словно ничего не бывало». Начинают работать закрытые магазины и даже кафе. Люди спокойно гуляют по городу днем.
«У нас гражданское население не сильно думает о войне», – отметил собеседник.
Беларусские добровольцы в Одессе. Фото передал герой разговора
Но при этом война остается войной, и угрозы Одессе никто не отменял. Так, 21 марта московитские корабли обстреляли город с моря. При этом в результате стрельбы с украинской стороны было повреждено одно из московитских судов.
«Все зависит от Николаева. Пока Николаев держится, Одесса – в относительной безопасности. Десанта у них [Московии. – Ред. Belsat.eu] 10 кораблей – это 3000 человек. Это ни о чем. Их здесь разложат и все. Это не настолько большой контингент, чтобы они здесь одним десантом могли что-то решить. Но если бы они прошли Николаев и подошли к Одессе по суше, то при наличии десанта это было бы уже опасно. А сейчас один десант ничего не решит», – отметил собеседник.