Жители приграничных районов Беларуси рассказали о жизни «рядом с войной».
Месяц назад Московия начала войну в Украине. Intex-press поговорил с жителями населенных пунктов, расположенными недалеко от беларусско-украинской границы, и узнал, как изменилась их жизни после 24 февраля.
«Первое время только военный конфликт и обсуждали»
Игорь живет в деревне Столинского района, до границы с Украиной – около 90 км.
– Как только все это началось, в нашем районе появилась военная техника, стал слышен гул самолетов. А непосредственно 24 февраля была слышна серия непонятных взрывов то ли с Ольманских болот, то ли с территории Украины, – рассказывает парень.
Первое время, отмечает Игорь, только военный конфликт их в деревне и обсуждали.
– Была у народа, можно сказать, какая-то паника. Неожиданно, страшно и непонятно, что будет дальше, – говорит он. – Но со временем все привыкли. И военная техника, которая перемещается по дорогам нашего района, уже точно никого не удивляет.
«Многие постили, что Ельск эвакуируют»
Екатерина родом из Ельска. От него до беларусско-украинской границы около 20 км, как отмечает девушка «буквально 20 минут езды». У Екатерины в Ельске живут родители, она навещает их по выходным.
– В прошедшие выходные я была впервые в своем родном Ельске с начала военного конфликта в соседней Украине, – говорит девушка. – Родители 24 февраля в телефонном разговоре рассказали мне, что проснулись от взрывов и сирены, доносящихся с украинской территории.
По словам Екатерины, реально страшно стало, когда начали поступать новости о том, что московитские войска берут ЧАЭС, ведь это совсем рядом.
– Конечно, была паника, страх, больше даже от неизвестности. Например, в первые дни «военной операции» многие телеграм-каналы постили новости о том, что Ельск эвакуируют, – поясняет девушка. – Я сразу сказала родителям отписаться от всех, кто это будет публиковать.
Екатерина рассказывает, что сейчас в их районе много военной техники, самолеты летают очень часто и иногда так низко, что можно на них все рассмотреть.
– В первые часы, как я приехала домой, было страшно, когда слышала этот громкий гул. Потом привыкаешь и уже перестаешь обращать внимание, – говорит она. – По словам моих родителей, местные уже реагируют на происходящее вполне нормально.
Самой же Екатерине от всего этого грустно, так как сама она не понимает, как можно привыкнуть к тому, что рядом идет война и гибнут люди.
«Мама была в истерике и постоянно плакала»
От деревни в Лунинецком районе, где живет Анастасия, до Украины, значительно дальше – более 100 км, но это, как отмечает девушка, совершенно не значит, что они не живут «рядом с войной».
– Еще когда проходили военный учения, у нас тут самолеты летали как сумасшедшие, а когда началась эта спецоперация в Украине, стало еще хуже. И страшнее. Ведь какие уж тут учения, если в соседней стране такое, – поясняет Анастасия. – В первые дни после 24 февраля, как только участились полеты, моя мама была в истерике и постоянно плакала. Сейчас немного успокоилась.
По ее словам, бывают дни затишья, а потом «снова группы из 6-8 самолетов.
– Конечно, все это не способствует спокойствию. А если взять еще и истории, которые местные рассказывают друг другу – о непонятных вспышках в небе, о падении самолета, о том, что кто-то какие-то обломки сбитого летательного аппарата собирал… – поясняет Анастасия.
Девушки говорит, что небольшая паника среди населения в деревне была в первые дни начала военного конфликта.
– Сейчас же все привыкли гулу самолетов и к тому что происходит в небе над деревней, – отмечает она и со смехом добавляет, что есть и положительный момент: местные уже часы могут сверять по самолетам – если вечером услышишь гул самолета, значит, уже точно около 21.00.