Власти все чаще заявляют о преодолении негативных тенденций и стабилизации валютного рынка, признавая, что до восстановления полной конвертируемости рубля еще очень далеко.
«Мониторинг ситуации на внутреннем валютном рынке свидетельствует о приостановке развития на всех его сегментах негативных тенденций. Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь продолжает принимать последовательные меры, направленные на создание предпосылок для стабилизации ситуации и восстановление конвертируемости национальной валюты в полном объеме», - сообщение с таким текстом Нацбанк РБ разослал сегодня в СМИ.
Однако применяемые властями административные меры и котировки внебиржевого рынка свидетельствуют о том, что желаемое выдается за действительное, а реальной стабилизацией на рынке пока и не пахнет.
Бесспорно, благодаря жестким административным указаниям (предупреждениям, угрозам) властям удалось прекратить «вакханалию», царившую на белорусском валютном рынке в мае текущего года, когда были отменены все ограничения по курсообразованию. Сегодня вопрос «Какой курс на внебиржевом или межбанковском рынке?» вызывает резкую реакцию у банкиров и экспортеров – о курсах, превышающих известный лимит «Нацбанк + 2%» по телефону говорить не принято. Так, на всякий случай.
Вместо внебиржевого рынка в стране введена в действие система административного распределения валютной выручки, что признают чиновники, доступ к которой есть и у ряда частных субъектов хозяйствования, занимающихся поставкой критического продовольственного и потребительского импорта.
Тем, кто не имеет доступа к этой кормушке, валюта обходится значительно дороже. В частности, на внутреннем биржевом рынке валюту сегодня можно купить по курсу 7500-7800 рублей за доллар (серые и черные схемы работы). Но в условиях жесткого надзора ситуация на данном сегменте скорее напоминает разброд и шатание, нежели подобие рынка.
В этой связи все большую популярность у белорусских компаний приобретает схема конвертации через российские прокладки и банки: и валюта обходится дешевле, и вроде как белорусские контролирующие органы ничего (с точки зрения законодательства) ничего сделать не могут.
Конвертация осуществляется через российские рубли. Котировки плавают в достаточно широком диапазоне, который зависит от отношений между партнерами, характера сделки (продаваемого товара) и объемов подписанных контрактов. Так компании, между которыми уже давно сложились деловые отношения, готовы конвертировать «зайчик» по курсу Центробанк РФ + 25% (примерно 240-250 белорусских рублей за российский рубль), что эквиваленту курсу 6700-7000 бел. рублей за доллар.
В свою очередь «случайные» или единичные сделки закрываются по курсу 270 бел. рублей за российский рубль, что эквивалентно курсу 7600 бел. рублей за доллар.
Разница между официальным и рыночным курсом «зайчика» слишком велика, чтобы говорить о предпосылках приостановления негативных тенденций. И этот разрыв увеличивается с каждой неделей, пишет АФН.