Окружение диктатора должно знать, что светлое будущее наступит после того, как он уйдет.
Как пишут Дэвид Креймер и Уесс Митчелл на страницах «The Washington Post», хотя значительная часть внимания в мире за последние несколько месяцев была сосредоточена на неспокойном Ближнем Востоке, гражданская активность против диктаторов распространяется и в другой части мира, на этот раз в бывшей советской республике Беларуси. Называемый последним диктатором Европы, лидер Беларуси Александр Лукашенко оказался под растущим внутренним и международным давлением из-за грубого нарушения прав человека и ответственности за наихудший экономический кризис в своей стране с момента обретения независимости 20 лет назад.
Народ Беларуси дает понять, что с него достаточно. Стремясь ускорить падение нынешней власти, белорусское гражданское общество, простые граждане, оппозиционные силы, а также правительства Европы и Америки также должны думать, какой будет Беларусь после Лукашенко.
Безрассудная экономическая политика Лукашенко – в прошлом году накануне выборов он поднял среднемесячную заработную плату на одну треть, что страна с трудом могла себе позволить – вызвала массовый дефицит, длинные очереди, серьезную инфляцию, падение валютных резервов и значительную девальвацию валюты. Трудности, которые испытывают белорусы, побуждают многих из них выходить на улицы в знак протеста.
Бандитский ответ режима на такие демонстрации имеет свои последствия. После президентских выборов 19 декабря десятки тысяч вышли с протестом против фальсификации при переизбрании Лукашенко, тогда сотни людей были избиты и арестованы, в том числе кандидаты в президенты, и с тех пор протесты проходят регулярно. Совсем недавно в столичном Минске и по всей стране тысячи людей вышли на улицы и занимались только тем, что хлопали в ладоши в общественных местах. Служба безопасности продолжает применять жестокие методы при подавлении такого рода протестов: более 700 человек были задержаны во время выборов, а 1800 – в ходе уличных акций протеста в прошлом месяце, но протестующих уже не удается запугать.
Результатом всего этого стало серьезное снижение поддержки Лукашенко, в последнее время она упала ниже 30% - впервые с момента его прихода к власти в 1994 году. Европейский союз и Соединенные Штаты также отреагировали, заморозив активы белорусских должностных лиц, ответственных за связанные с выборами мошенничество и насилие, и наложив запрет на выдачу им виз, а поскольку нарушения прав человека продолжаются, они ввели экономические санкции. И ЕС, и США собираются также дать понять, что они не будут поддерживать выдачу каких-либо кредитов Беларуси со стороны Международного валютного фонда. Белорусская экономика находится в состоянии свободного падения, и Лукашенко отчаянно хватается за надежду на спасение после того, как делегация МВФ посетила Беларусь в прошлом месяце.
Россия также осложняет жизнь Лукашенко, то прекращая подачу электричества, то препятствуя получению крайне необходимой финансовой помощи. У России и Запада, конечно, различная мотивация: Запад не приемлет нарушения прав человека со стороны Лукашенко, а Россия заинтересована в приобретении привлекательных белорусских активов у уязвимого Лукашенко. Но результат таков, что Лукашенко оказался в тисках, которые будут только сжиматься. Запад предлагает ему один разумный выход – безоговорочное освобождение всех политических заключенных.
Но Лукашенко в очередной раз поставил себя выше чаяний своего народа, упустив удобную возможность объявить в минувшие выходные об амнистии по случаю Дня независимости, на что некоторые надеялись. Вместо этого КГБ жестоко разогнало в нескольких местах мирных демонстрантов, собравшихся похлопать в ладоши, бросив сотни людей в тюрьму. Но протестующие продолжают выходить, несмотря на риск получения травм и тюремного заключения, показывая нарастание инакомыслия и осознания людьми своих прав по всей стране, а не только в Минске. Эрозия страха, прививавшегося режимом населению, в сочетании с катастрофической экономической ситуацией и нарастающей изоляцией Беларуси на международной арене, предполагает, что народ Беларуси может быть готов положить конец 17-летнему пребыванию Лукашенко во власти.
Для Соединенных Штатов и Европы развязка в Беларуси имеет большое значение. Жестокая диктатура на пороге Евросоюза неприемлема и противоречит многолетней концепции видения Европы как «единого, свободного и мирного» пространства. Если Лукашенко попытается продлить свою власть за счет продажи ценных экономических активов страны Москве, он ослабит белорусскую независимость и стабильность. Вот почему, усиливая давление на режим, Запад также должен подготовить пакет экономической и политической помощи на случай, если Лукашенко сбежит или будет так или иначе отстранен от власти. Окружение Лукашенко должно знать, что светлое будущее наступит после того, как он уйдет, но оно также должно понимать, что замена одного диктатора другим не решит проблемы. То есть это не то, что белорусский народ примет или заслуживает.
Безусловное освобождение всех политических заключенных, устранение репрессивных мер, поддержка независимых средств массовой информации и гражданского общества, уважение к верховенству закона, свободные и конкурентные выборы очень важны для того, чтобы Беларусь заняла достойное место в качестве европейского государства. Беларусь без Лукашенко — а становится все более очевидно, что дни его сочтены — будет означать, что одним диктатором в мире станет меньше. Это то, чему мы все можем аплодировать.
Авторы — президент Freedom House и президент Center for European Policy Analysis (обе организации располагаются в Вашингтоне) и сопредседатель рабочей группы по Беларуси.
Перевод ИноСМИ