В дискуссию о дальнейшей судьбе театра вылился сегодня на ХХ Международном фестивале искусств "Славянский базар в Витебске" "Звездный час" с художественным руководителем Национального академического театра имени Янки Купалы Николаем Пинигиным. Поводом для встречи журналистов с, пожалуй, самым известным современным белорусским режиссером стал показ на витебском форуме поставленного им спектакля "Пинская шляхта", передает корреспондент БЕЛТА.
Имя Николая Пинигина известно далеко за пределами Беларуси. Целое десятилетие он был режиссером Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова в Санкт-Петербурге, где работал с такими мастерами сцены, как Алиса Фрейндлих, Василий Лановой, Олег Басилашвили и другими прославленными актерами. Поставленные им в этом театре спектакли и сейчас собирают аншлаги. А в последние два года Николай Пинигин активно сотрудничает с польскими театрами. Поэтому взгляд белорусского режиссера на происходящие в современном театре процессы был интересен журналистам из самых разных стран.
По мнению Пинигина, сейчас стремительно исчезает существовавшее в советское время явление "театр-дом". Театр перестал быть для большинства актеров родным домом, у них нет объединяющей идеи, а сами актеры стали индивидуалистами, стремящимися заработать больше денег. Поэтому, как считает режиссер, во многих московских театрах сейчас и началась волна расколов, когда актеры восстают против своих главных режиссеров. Правда, оговорился Николай Пинигин, Беларуси такие процессы пока не грозят: "У нас нет московских денег, чтобы происходили расколы". В целом же, по утверждению режиссера, настоящий театр сейчас сохранился в провинции, где нет соблазнов, а есть сосредоточенность на работе.
"Великая беда - это то, что исчезает репертуарный театр, - продолжил Пинигин. - Репертуарный театр - это настоящее завоевание, это чудо. Но чтобы он продолжал существовать в современных условиях, нужна серьезная театральная реформа, на которую на постсоветском пространстве пока никто не может решиться, потому что она потребует коренной ломки всей нынешней театральной системы".
Говоря о работе в Купаловском театре, Николай Пинигин подчеркнул, что главная задача национального театра - ментально соответствовать нации. На это направлены ближайшие планы режиссера: он собирается ставить эпическую поэму Адама Мицкевича "Пан Тадеуш", спектакли по произведениям Владимира Короткевича, других белорусских классиков.