Прогноз доктора экономических наук.
Беларусь будет исполнять обязательства перед отдельными иностранными кредиторами не в валюте, а в беларусских рублях.
Об этом 7 апреля было заявлено на официальном Telegram-канале правительства страны. В сообщении упоминаются три заимодателя: Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, а также Северный инвестиционный банк. Ранее, 14 марта, был подписан указ № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики».
Согласно этому документу Министерству финансов, банкам-агентам, иным юридическим лицам предоставляется право по решению Совета министров обеспечивать исполнение обязательств перед «недружественными» странами в национальной валюте. К чему это приведет?
Своей точкой зрения с газетой «Беларусы и рынок» поделился доктор экономических наук, профессор Борис Желиба.
— Беларусское правительство дублирует действия Министерства финансов Московитской Федерации. Там тоже заявили, что «недружественным» странам внешний долг будут выплачивать в московитских рублях. В отличие от беларусского рубля, московитскую валюту хотя бы можно обменять в ряде стран СНГ. Но, в мировой валютной системе московитский рубль, конечно, не имеет веса: он никогда не претендовал на статус свободно конвертируемой или резервной валюты.
С беларусским рублем еще сложнее. Даже в странах СНГ еще нужно поискать такой банк, который обменяет беларусские рубли на другую валюту. Если ехать за границу только с беларусскими рублями, даже в пределах СНГ, то можно попасть впросак.
Поэтому, на мой взгляд, так называемые недружественные страны выплату долга, номинированную в беларусских рублях, принимать не будут однозначно. Такая выплата не будет засчитываться за погашение долга. В таком случае действия со стороны беларусских банков и юридических лиц будут рассматриваться как отказ от своих финансовых обязательств, что и является дефолтом.
Иностранные банки воспринимают беларусские рубли как замкнутую валюту, распространенную только на территории одной страны. Кроме того, таких рублей можно наэмитировать сколько угодно и погасить долги в любом объеме. Единственная страна, которая может серьезно отнестись к беларусской валюте и посчитать выплату долга в национальной валюте за погашение, это Московитская Федерация.
Дефолт приведет к тому, что, во-первых, авторитетные международные рейтинговые агентства — Fitch, Standard & Poor’s, Moody’s — понизят рейтинг кредитоспособности Беларуси. Он и так низкий ввиду того, что с 2020 года в отношении Беларуси постоянно вводятся санкции, а теперь опустимся еще ниже. Во-вторых, будет реакция со стороны кредиторов, покупателей евробондов. Какая — предположить трудно, но нам от этого точно лучше не станет. Поэтому повторять действия Московии все-таки не стоит.