Осенью белорусы столкнутся с резким ростом всех цен и «заморозкой» зарплат.
«Похоже, дни белорусского неосоветский экономической модели сочтены», - пишет обозреватель агентства «Рейтер» Ричард Белмфарт, напоминая, что Александр Лукашенко должен найти до конца года 3 миллиарда долларов на поддержание обремененной долгами экономики Беларуси.
Нынешняя ситуация, пишет в своей публикации Белмфарт, ставит два обязательных вопроса: как Лукашенко найдет деньги и ослабнет ли его власть?
«Лукашенко отмахнулся от разговора о кризисе типичной бравадой ... Но сила, используемая милицией для разгона спорадических мирных уличных протестов молодежи, наводит на мысль о его сильной обеспокоенности, что недовольство может расшириться», - пишет Белмфарт.
Обозреватель ссылается на оценки экономистов и дипломатов, которые считают, что белорусскому диктатору придется «проглотить самолюбие» и провести продажу отдельных активов. Среди наиболее вероятных ближайших сделок Ричард Белмфарт называет продажу «Газпрому» (вероятно за 2,5 миллиарда долларов) остальных 50% акций «Белтрансгаза». «Но это даст только передышку в остром кризисе, который сужает возможности авторитарного лидера», - замечает автор агентства «Рейтер».
«Пока что нет признаков, что промышленная рабочая сила ... готова присоединиться к сетевому движению протеста, - продолжает Белмфарт. - Но осенью белорусы столкнутся с резким ростом платы за отопление, с подорожанием общественного транспорта и других важных услуг, и настроения могут измениться. Наконец Лукашенко, возможно, придется пойти в этом году на замораживание заработной платы, что грозит обострением отношений режима с рабочими».
«Лукашенко пытается получить как можно больше, при этом давая как можно меньше», - цитирует Белмфарт неназванного дипломата, который в разговоре с журналистом предостерег от мысли, что глава Беларуси может потерять контроль над ситуацией, когда кризис будет усиливаться.
«Лукашенко - человек, который умело маневрирует в рамках системы, которую он сам создал. Он будет заботиться о том, чтобы не отчуждать рабочую силу. (...) Но теперь ситуация гораздо менее предсказуемая», - добавил дипломат в интервью обозревателю «Рейтер».