Белорус Сергей Кузин - знаковая личность для украинского шоу-бизнеса.
Он член совета директоров радиогруппы «Тавр», которая объединяет самые популярные FM-станции страны - «Радио Рокс», «Хит-FM», «Русское Радио Украина», «Kiss-FM». Его голос - визитка ряда утренних программ в FM-эфире. Кроме того, Кузин организует и ведет популярные телешоу и концерты. На рубеже 1990-2000-х он так же котировался и в Беларуси, однако политика на монополизацию медиа-пространства поставила крест на проекте «Альфа Радио», и последние семь лет «радиоэмигрант» живет в Киеве. И хотя несколько лет назад он получил украинское гражданство, события в Беларуси не оставляют его равнодушным. Интервью с ним записало «Радыё Свабода».
- Сергей, вот уже месяц по инициативе интернет-сообщества «Революция через социальную сеть» в Беларуси проводятся так называемые акции молчаливой солидарности. Как ты к этому относишься?
- Любое проявление чего бы то ни было, если она настоящее и искреннее, имеет право на жизнь.
Что касается тех условий, в которых сейчас находится Беларусь ... Ну что же это такое? Если ветеранам хлопать в ладоши можно, а кому-то нельзя, то в моем понимании это уже вышло за рамки медицины. Вполне естественно, что если нет других способов, как-то человек все же должен выражать свое несогласие. О'кей, пусть себе 180% его обожают, готовы с ним в последний бой ... Но ведь есть какое-то количество людей, которым он не нравится. Так почему они не имеют права сказать: парень, ты нам надоел! Да, их меньше, но почему они сразу становятся отморозками, уродами или как он еще их обзывает?
- Почему власти так напуганы выступлениями не «профессиональной» оппозиции, а обычных людей?
- Самое главное, что он пытается сделать, это просто выбить из генотипа белорусов такое понятие, как желание принимать самостоятельное решение, желание жить собственной жизнью, желание жить своей головой, чтобы каждый мужик был хозяином своей семьи, а не смотрел по телевизору, что ему скажет какой-то дядька о цене на молоко. «Да на хрен ты мне нужен, - скажет ему любой украинский фермер. - Иди ты со своими ценами, я сам их определю, я это молоко делаю, или там хлеб». Рано или поздно все это накроется. Я понимаю ветеранов. Я понимаю взрослых людей. Но надо видеть, что самая главная прослойка - люди, которые активно живут и которые попросту проживают жизнь впустую. Вот что самое страшное. Поколение целое выросло! Проживают жизнь, полностью завися от конкретного сегмента страны, который ничего ни в статистическом смысле, ни в ай-кью из себя не представляет. Это, конечно, ужасно.
- Ситуации в Беларуси и Украине вообще можно сравнить?
- Что касается самой ситуации в Беларуси, то она с моей точки зрения, уже находится за пределами добра и зла. При всей той веселухе, в которой я живу здесь все эти семь лет, представить нечто подобное невозможно. С одной стороны, перманентные выборы, бизнес-майданы - политизировано все абсолютно. С другой стороны, сформировалась некая параллельная реальность: одной жизнью живут 450 миллионеров, которые тусуют по Раде, совсем другой жизнью живет социум. При всем том бардаке, как любят называть нашу жизнь те, кто живет в абсолютном порядке, я, например, чувствую себя намного более комфортно, потому что здесь хоть что-то зависит от меня лично. Я не идеалист и не романтик и понимаю, что все продается, покупается и некоррумпированных государств, политических систем не существует в принципе. Более того, не было бы коррупции, не было бы с чем сравнивать некоррупционное общество, как наличие бога и сатаны, что также сильно дискутируется. Поэтому с точки зрения работы и в голову никогда не приходило что-то сравнивать, даже повода такого не было. Тем более - я работаю в СМИ, это чрезвычайно насыщенный рынок. Судите сами: рынок рекламы в Украине уже превысил 2 миллиарда долларов, и в одном только Киеве под сорок радиостанций.
- Из твоих слов следует, что дефицита информации о Беларуси нет?
- Надо сказать, что Беларусь освещается на радиостанциях Украины очень плотно. И дело не во мне как в бывшем гражданине Беларуси, а в том, что это реально всех волнует. Тем более что в нашем холдинге много белорусов - только я привез с собой шесть человек. Дима Шепелев транзитом уже уехал в Москву, но в холдинге по-прежнему работают люди из Беларуси, их немало, и они все переживают за то, что там творится. У многих там родители, у кого семьи. Мои мама и папа тоже живут в Минске. Короче, все понятно.
- Много шума в белорусском обществе наделало закрытие «Авторадио», которое фактически обвинили в ретрансляции предвыборного ролика Андрея Санникова. При этом почти никто из коллег не высказала слова солидарности пострадавшему коллективу ...
- Я не пытаюсь сказать, что это не так, но, работая по утрам в эфире радиостанции «Радио Рокс» (и здесь я как раз не голословный), много говорил на эту тему, так как имел фидбэк из Беларуси. Кстати, очень много слушают «Радио Рокс» в онлайне из Беларуси, старые добрые слушатели «Альфы» нашлись, по крайней мере они все слышали. Мы давали и сам ролик «Авторадио», мы его комментировали, мы говорили об этом. Прекрасно понимая, что, конечно, это все как зайцу бакенбарды или к печке дверца. Но могу сказать, что в Украине это по определению не является предметом рассмотрения каких-то регулирующих органов, так как все наша жизнь состоит из подобных месседжев, посланий, согласий или несогласий. И такое выражение, такое послание в Украине просто прошло бы незамеченным, не говоря уже о том, чтобы стать предметом разборок. Ни госчиновник, ни силовик даже бровью не повел бы, если бы он что-то такое услышал. Поэтому с точки зрения Украины это пшик в чистом виде.
- Сергей, есть ли сожаление, что «завязал» с Беларусью?
- Нет-нет. Я лишний раз благодарен «главному ди-джею» Беларуси за то, что его ребята в свое время поставили ситуацию раком и вытолкали меня под зад. Конечно, некоторое время было весело читать, лежа на раскладушке здесь, в одном из спальных районов Киева, о том, что я ворочал миллионами и т.д. Такой параноидальный, лузерский бред. Но говорю абсолютно искренне: я благодарен, что это произошло в моей жизни, потому что здесь я переживаю, как мне кажется, самый счастливый, полный и насыщенный этап моей профессиональной жизни, да и личной тоже. У меня есть все в самом хорошем смысле этого слова, тем более что мне не так уж много и надо - машина, квартира, любимая, друзья.
Но, безусловно, и это не пафосные слова, я все равно вижу себя старым в Беларуси. Мне кажется, что это идеальная страна для того, чтобы проводить там старость. Во всяком случае, сейчас она именно такая для меня. Такая немного занудно, спокойно, без движений, которые, очевидно, для пенсионеров - панацея от всех бед, так как они считают, что это и есть счастье. Ну, может, они и имеют на это право, так как я еще пенсионерам не был, а за других думать не очень хорошо.