"Молчаливый протест" был задуман как новаторская и прежде всего безопасная форма выражения обществом своей оценки происходящего в стране.
Причём с ударением на слово "безопасная".
За 17 лет царствования Александр Лукашенко чётко продемонстрировал, что ожидает недовольных его правлением, которые посмеют публично выражать своё недовольство. И теперь каждый половозрелый гражданин Республики Беларусь чётко осознаёт, что участие в пикетах, митингах, шествиях (если это конечно не официозные мероприятия БРСМ, "Белой Руси" и тому подобных карманных структур) обязательно повлечёт за собой целый комплекс проблем: задержание, административный арест или огромный штраф, проблемы на работе, визит грустных мужчин в штатском с навязчивым предложением подружиться и т.д. и т.п.
Поэтому традиционные акции протеста всегда малочисленны.
Но арест за хлопанье в ладоши? Задержание за звонок мобильника? Визит грустных мужчин по причине прогулки в центре города? Это даже с учётом параноидальных особенностей лукашенковской действительности ещё недавно казалось полным сюрреализмом, замешанным на антиутопии.
И люди массово вышли на улицы. Недовольство из Интернета вылилось на площади...
Александр Лукашенко не стал мудрствовать. Его ответ был традиционным. И вот то, что вчера было чистой воды фантасмагорией и пародией, сегодня происходит с сотнями людей – верные судьи верно выполняют свою чёрную работу. Что ж, у "бульба-диктатуры" своя логика. Право тут всего лишь инструмент в руках правящего класса :) Поэтому не стоит удивляться, и тем более обижаться...
И надо признать, что волну "безопасного протеста" удалось сбить. Людей на "молчаливые протесты" выходит всё меньше. "Хлопающие в центре города" повержены. В ход идут мобильные телефоны, но и тут доблестные менты на чеку. Казалось бы, Александр Григорьевич может вместе с Колей праздновать очередную победу. Однако это всего лишь иллюзия решения проблемы. Ведь причины, которые вызвали небывалый рост протестных настроений, остались и решить их с помощью переодетого милицейского спецназа не представляется возможным.
Одно слово – кризис.
Зарплаты падают, долларов нет, цены кусаются... Грустят даже верные опричники. Находясь в "местах не столь отдалённых", доводилось слышать стоны и плачи людей в погонах. "Батя где наше лавэ!" И что самое главное, впервые за 17 лет своего правления Александр Григорьевич (до сих пор он представлялся эдакой помесью былинного "Ивана-дурака", которому сказочно везёт, с американским супер-терминатором, которому всё ни по чём) не в состоянии дать обществу внятного ответа на вопрос "что делать?".
А это может означать только одно. Не за горами вывод, что у нас "царь-то ненастоящий!". А тем временем, тучи над Дроздами сгущаются. И раздавленный "молчаливый протест" тому наилучшее подтверждение.
Анджей Почобут, "Белорусский партизан"
Фото: «Радыё Свабода»