Уже сейчас из-за валютного кризиса издатели пересчитывают себестоимость и отказываются от ряда проектов.
"Бумага поднялась в цене в 3 раза, полиграфические услуги выросли минимум в 2 раза. Поэтому себестоимость книг стала просто космической. Прогноз на реализацию тиражей мы были вынуждены уменьшить. Но мы оптимистично уменьшили в 2 раза", - говорит "Еврорадио" руководитель издательства "Регистр" Андрей Карпунин.
Новые книги, которые привозят из России, уже стоят около 80 тысяч рублей, при прежней цене в 30 тысяч. Наши же издатели, когда просчитывают себестоимость, вынуждены отказываться от некоторых проектов.
"У меня много проектов зависло. Я не вижу никакой возможности их делать. Часть книг мы просчитываем, там себестоимость получается 50-60 тысяч, мы даже не видим смысла их делать сейчас. Пока мозг и рынок не перестроится", - рассказывает издатель Игорь Логвинов.
В издательстве "Регистр" подсчитали стоимость книги Сергея Песецкого. Без заложенной прибыли сумма уже весьма внушительная.
"Последний расчет, который мы делали на прошлой неделе, получалось, что верстка, коррекция, редактура и полиграфия с тиражом тысяча экземпляров с небольшим авторским гонораром, но с работой переводчика, у нас получилось около 50 тысяч", - говорит Андрей Карпунин.
Издательство "Регистр" из-за валютного кризиса на неделю остановило работу, поскольку не имело возможности купить бумагу. Сейчас оно продает книги еще по старым ценам и теряет прибыль. По словам Карпунина, старые цены сохранятся максимум до середины сентября.
"Пока в книжных магазинах есть книги по старым ценам, а торговые организации распродают склады, народ не ощущает всплеска цен на книги", - добавляет он.
В сентябре книга, которая раньше стоила 20 тысяч, обойдется в 60-70 тысяч, утверждают издатели.
"Люди будут находиться перед выбором: купить продукты или книжку. Возможности купить и то, и другое не просматривается. У людей просто не будет денег", - считает Андрей Карпунин.
Роман Владислава Ахроменко "Тэорыя змовы" оказался в показательной ситуации. Заработать на нем издателям не удалось, при том, что теперь его продают по 30 тысяч, раньше за книгу такого рода можно было отдать до 10 тысяч, говорит издатель Игорь Логвинов: "Бюджет мы считали до кризиса, а когда пришло время печатать ее, бюджет подорожал в 2,5 раза. И мы просто были не в состоянии выполнить свои обязательства".
Снизить себестоимость могло бы использование шкловской бумаги, но оборудование издательства "Регистр" не может печатать книги на ней. Тем более, люди не хотят покупать произведения, напечатанные на газетной бумаге, из-за ее низкого качества.
В итоге осенью издательский рынок, по прогнозам, сократится в два раза, в первую очередь, за счет серьезной литературы, ведь в кризис хотя бы почитать хочется о чем-нибудь легком и жизнеутверждающем.