Прогноз экономиста.
Каких сюрпризов нам ждать от беларусского рубля, будут ли дальше расти цены и насколько усложнится жизнь беларусов, рассказала myfin.by академический директор BEROC Катерина Борнукова.
Беларусы сдают меньше валюты из-за проблем с банками
– Статистика Нацбанка показывает, что объем продажи валюты беларусами падает уже третий месяц подряд, и в апреле он достиг годового минимума. Если ранее население сдавало примерно по $1 млрд ежемесячно, то сейчас продажа валюты слегка превышает $730 млн. В чем причина такого снижения?
– На самом деле объем продажи валюты упал не так сильно. Особенно на фоне сильных колебаний курса беларусского рубля в феврале-марте. Обычная реакция беларусского рынка в таких ситуациях – быстрый рост покупки валюты и снижение продажи. То, что ситуацию удалось быстро купировать и беларусский рубль начал укрепляться, обеспечило превышение продажи валюты над покупкой.
Что касается падения объемов продаж валюты, то здесь играет роль несколько факторов. На мой взгляд, сейчас существенная часть продажи валюты физлицами – это не столько продажа валютных заначек, сколько поступления валютных переводов из-за рубежа. Многие беларусы сейчас работают за границей и переводят валюту родственникам. Но в последнее время у банков начались серьезные проблемы с такими переводами. К тому же, многие считают, что впереди нас ждут серьезные проблемы с валютой, поэтому придерживают ее на потом. Думаю, что со временем люди найдут альтернативные способы перевода средств в Беларусь и ситуация в этом направлении будет выравниваться: продажа валюты будет расти.
- Сейчас обсуждается 6-й пакет санкций против Беларуси со стороны ЕС. Из публичных заявлений мы видим, что в нем идет речь о санкциях против ряда юрлиц, связанных с Беларуськалием и Нафтаном. Как в целом поменяется санкционный режим с 6-м пакетом? Мы его прочувствуем или это простое «латание санкционных дыр»?
– Да, речь идет о «латании мелких дыр», чтобы затруднить обход уже действующих санкций. В каком-то смысле это дублирующие санкции. Потому что товары этих компаний уже находятся под секторальными санкциями: их невозможно ни продавать, ни транспортировать в странах ЕС. Но, чтобы прикрыть возможные обходные пути этих санкций, добавляются в список новые юрлица. Нужно отметить, что у Евросовка осталось не так много санкций, которые они могут еще ввести против Беларуси.
Объективно, осталось только отключение от SWIFT большего числа беларусских банков и какие-то ограничения по транспортно-логистическим направлениям.
Но в целом, все что могло попасть под санкции уже под ними находится. Сейчас просто ведется работа по отрезанию возможностей обхода уже действующих санкций.
Оснований для укрепления беларусского рубля нет
- Судя по последним публикациям Нацбанка и Белстата об инфляции в Беларуси, основным фактором роста цен называется внешние условия. Можно ли ждать продолжения инфляционного ралли или мы достигли некой точки равновесия?
– Хорошим индикатором инфляции для нас является московитский рынок. Там публикация данных об инфляции происходит еженедельно. Мы видим, что в РФ уже произошло существенное замедление роста цен в начале мая. То, что Нацбанк основную роль в росте цен отводит внешним факторам не совсем корректно. В высокой инфляции свою роль сыграл и скачок курса беларусского рубля. Сейчас начинают играть роль более фундаментальные факторы: нарушение логистических цепочек, рост затрат на транспорт и новую логистику и пр. В учебниках по экономике это называется инфляция издержек. Таким образом рост инфляции издержек будет продолжаться, но быстрого скачка цен, как это было в марте, уже не будет.
В апреле у нас все еще высокая инфляция, но в мае она будет уже ниже. Оценить дальнейшие перспективы пока сложно, так как не совсем понятны конечные цифры выросших издержек. Их пока трудно оценить. Но, если ориентироваться на прогнозы московитского Центробанка по инфляции, то и в Беларуси она уже точно будет двузначная и вполне вероятно, что доберемся до значения в 20% по итогам года.
Второй фактор инфляционного давления – это валютный курс. На данный момент беларусский рубль укрепляется вслед за московитским. А московитский рубль растет в силу двух факторов, которых в Беларуси нет: административные ограничения валютного рынка и резкое сокращение импорта. В Московии импорт падает значительно быстрее экспорта. В Беларуси обратная ситуация: экспорт будет сокращаться быстрее импорта. Потому что, во-первых, Беларусь не так токсична, чтобы зарубежные компании массово покинули рынок, как в РФ. Во-вторых, основные экспортные позиции Беларуси попали под санкции, в отличие от московитских нефти и газа.
Поэтому поддерживающего фактора для беларусского рубля со стороны внешней торговли у нас нет, и текущая ситуация с укреплением беларусского рубля временная. Есть немалая вероятность, что беларусский рубль в итоге пойдет в противоположную от московитского рубля сторону и снова покажет девальвационную динамику.