Несмотря на некоторый спад массовости молчаливых акций, морально-психологическая победа белорусского интернет-авангарда налицо, считают многие аналитики. Брутальные действия силовиков нанесли неприемлемый урон репутации самой власти.
В ходе седьмой по счету акции молчаливого протеста 13 июля задержано не менее 100 человек, в том числе как минимум 25 в Минске. Такой вывод можно сделать из разрозненных сообщений СМИ и правозащитников.
Часть задержанных, в том числе журналисты БелаПАН Захар Щербаков и Павел Подобед, отпущена. На остальных составлены протоколы об административном правонарушении.
В Минске, по информации правозащитников, задержанных доставляли в Центр изоляции правонарушителей на улице Окрестина, где они находятся до суда.
Среди задержанных во время акций было немало случайных людей, в том числе итальянец — совладелец одного из кафе в Гомеле.
Напомним, как писала БДГ, в Минске акция второй раз была организована в новом формате. Участникам предложили собраться в магазинах и торговых центрах "Беларусь", "Европейский", "Чкаловский", "Рига", "Корона", а также ресторане "Максибис", а затем направиться к ближайшей станции метро, доехать до площади Победы, Национальной академии наук и двигаться навстречу друг другу, не хлопая и не провоцируя милицию.
В результате две группы людей, идущих навстречу друг другу, встретились на площади Якуба Коласа. Акция завершилась в 20.00 звоном будильников на мобильных телефонах, после чего началась активная фаза задержаний. Неизвестные в штатском препятствовали работе журналистов, прежде всего видеооператоров.
Замначальника ГУВД Мингорисполкома Игорь Евсеев лично присутствовал на площади Якуба Коласа и наблюдал за происходящим.
Как пишут Naviny.by, теперь по средам разгорается еще и кибервойна. В паутине активизируются тролли и провокаторы, пытаясь сбить с панталыку контингент сетевых революционеров.
За несколько часов до начала акции власти перекрыли сайт «ВКонтакте». Виртуальные бунтари вынуждены были ходить на страницу через анонимайзеры. Однако тут же появились фальшивые анонимайзеры, которые к тому же крали пароли пользователей.
По мнению политического аналитика Юрия Дракохруста, о положительной динамике в плане масштабов кампании протеста говорить не приходится. «Это или спад, или пауза», — отметил эксперт.
Участникам акции, рассредоточившись, слившись с фоном, частично удалось избежать хапуна. Но ослаб визуальный эффект, а сама «революция аплодисментов» превратилась в сложную игру-бродилку для продвинутых.
По мнению экономиста Сергея Чалого, распределенная акция хуже, особенно для журналистов.
В целом же он считает, что организаторы достигли немалого. Да, отмечает аналитик, это пока не революция как таковая, но «попытка играться с форматами мобилизации».
Гулянья под грифом «мы же ничего не нарушаем» понижают степень персонального страха участника, полагает аналитик. Конечно, это не спасает часть публики от автозаков, но власти «приходится прибегать к массовым безадресным задержаниям», что опускает ее авторитет ниже плинтуса, в том числе и среди аполитичных обывателей.
При этом вдохновителям проекта «молчаливой революции» удалось перевернуть сакральные для правящего класса смыслы. Так, аплодисменты из похвалы генеральной линии превратились в вызов режиму.
И еще: как бы ни хотелось высокому начальству навесить на участников молчаливых протестов замусоленный ярлык «кучки отморозков», в этом формате на улицы выходит явно новая публика. «Это уже не заклейменные миллион раз «оппы», это народ», — приводят слова Сергея Чалого Naviny.by.
«Результат — привлечение тех, кто не был традиционным участником уличных выступлений, и развенчание мифа о народности власти. Идет процесс избавления общества от иллюзий и страха», — резюмирует аналитик.
Ряд комментаторов склоняются к выводу, что, по большому счету, эта первая волна интернет-революции разбилась о гранит полицейского государства с его давно обкатанным репрессивным арсеналом. Однако, по мнению многих, эффект – поверхностный.
Многие наблюдатели отмечают тот факт, что молчаливая революция изначально хромала незавершенностью идеи. Нельзя всякий раз выходить под хапун ради игры, пусть и политической. Сейчас молодежь разъедется на каникулы и пр.
Другое дело, что для режима это частичное умиротворение может оказаться пирровой победой. Власть с ее неадекватной реакцией и срывом в анекдотизм понесла немалые имиджевые потери. Что может аукнуться позже.
Юрий Дракохруст обращает внимание на то, что, если судить по предварительным данным, власти 13 июля в целом несколько снизили брутальность действий. «Это несомненное завоевание, за которое люди, выходившие на улицу, дорого заплатили», — отметил аналитик.
По его версии, в правящей верхушке, возможно, усилились трезвые голоса, прорезалось понимание, что привычные брутальные действия силовиков наносят неприемлемый урон репутации самой власти. Короче, наверху, вероятно, почуяли, что «неадекватная жестокость может возвратиться бумерангом».
После выступления генпрокурора Георгия Василевича 13 июля милиционеры частично представлялись и поначалу старались относительно мягко зачищать места сбора, но без хапуна все-таки не обошлось. И особенно досталось журналистам.
Как пишет Телеграф, пресс-секретарь ГУВД Мингорисполкома Александр Ластовский 13 июля не смог ответить журналистам, какое ведомство представляли люди в штатском, задерживавшие участников акции протеста на площади Якуба Коласа в Минске и мешавшие журналистам осуществлять свою деятельность. "Не знаю", - заявил он.
Хотя эта летняя волна молчаливых протестов, похоже, пошла на спад, морально-психологическая победа белорусского интернет-авангарда налицо, считают аналитики.
Коммуникация — это нерв революции. Недаром Ленин советовал захватывать в первую голову телефон и телеграф. Теперь он сказал бы захватывать интернет.
Молчаливые акции в Беларуси показали потенциал социальных сетей, современных технологий. Он может быть востребован, например, в случае горячей осени.
Доступ в социальную сеть "ВКонтакте", где образовалось интернет-сообщество "Революция через социальную сеть", был заблокирован провайдерами.
Дальнейший формат акций молчаливого протеста будет определяться исходя из пожеланий самих участников, заявил БелаПАН один из инициаторов интернет-сообщества "Революция через социальные сети" Вячеслав Дианов.
"Люди ждут нового формата акций — такого, который бы их устраивал. Мы изменили вчера формат акции в Минске для безопасности людей, которые просили сделать так, чтобы было меньше задержаний. Мы к этому прислушались, и вчера задержаний было гораздо меньше, чем ранее. Думаю, что формат следующей среды также будет зависеть от пожеланий тех людей, которые нам пишут", — сказал Дианов.
При этом он подчеркнул: оценку успешности инициативы "Революция через социальные сети" необходимо делать не только на основе численности протестующих. Так, отметил Дианов, на вчерашнюю акцию не смогли прийти люди, которые отбывают 10-суточные, 15-суточные аресты за участие в предыдущих акциях молчаливого протеста.
"Многие были оштрафованы, и ждут, пока мы поможем им выплатить эти штрафы, — добавил Дианов. — Мы ведем постоянную работу с нашими пользователями для обмена информацией, собираем средства для выплаты штрафов и для помощи тем, кто сидит".
По словам организатора интернет-сообщества, собрано уже более 20 млн. рублей. "Средства переданы правозащитникам. Всем тем, кто обратился за помощью с выплатой штрафа, помогли", — отметил Дианов.
"Если говорить об акциях в целом, то они успешны", — считает он.