Говорить о успехе экономической интеграции стран союза еще рано.
Хоть основные цели союза — это формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, но между странами существует много барьеров и ограничений. Члены ЕАЭС не спешат избавляться от них, к тому же вводят еще и новые препятствия.
Из исследования, подготовленного специалистами НИУ ВШЭ и экспертами из стран «пятерки», «Оценка интеграционных процессов ЕАЭС в сфере торговли-2022» следует, что говорить о полноценном успехе экономической интеграции стран союза и его самодостаточности для удовлетворения внутренних торговых потребностей еще рано.
Наращивание торгового сотрудничества носит скорее количественный, а не качественный характер, отмечают авторы исследования. Постепенное формирование цепочек добавленной стоимости фиксируется, но пока этот процесс ориентирован на взаимодействие стран-участниц ЕАЭС между собой, а не с третьими странами.
Ранее доля взаимной торговли в общем товарообороте «пятерки» оценивалась максимум в 15%, что недостаточно для обеспечения стабильности внутреннего рынка, а в похожих интеграционных объединениях — более 40%. Возможности для более плотного торгового взаимодействия авторы исследования видят, но при условии диверсификации торговой структуры и преодоления имеющихся торговых барьеров. Сейчас в реестре таких препятствий 15 барьеров и 36 ограничений — на уровне межправсовета ЕАЭС звучали заявления, что работа по их снятию порой несет формальный характер.
Об успешности экономической интеграции не свидетельствует и динамика взаимных инвестиций — их общий накопленный объем в 2015–2021 годах снизился на 1,4% — с 17,05 млрд долларов до 16,8 млрд долларов.
Довольно заметное снижение пришлось на 2021 год — на 8,8% по сравнению с 2020-м. Прямые взаимные инвестиции за время существования ЕАЭС в основном росли, но практически весь их объем обеспечен вложениями из Московии, инвестиционный интерес остальных участников объединения за это время не вырос.
В целом вывод транспортных, финансовых услуг, услуг в сферах естественных монополий и энергетики из общего режима функционирования единого рынка услуг является существенным ограничением для интеграции стран ЕАЭС. Именно эти сферы могут способствовать глубокой интеграции экономик ЕАЭС, констатируют эксперты.