Инфляция в стране достигла критических размеров.
Премьер-министр Беларуси Роман Головченко убеждает беларусов, что свои сбережения следует хранить именно в той валюте, в которой люди получают зарплату. Вот только банки сегодня принимают вклады от населения под 20 %. А инфляция с начала года составила около 17%.
«Белсат» выяснял у экономистов, что происходит с курсом беларусского рубля и как лучше распоряжаться своими сбережениями.
На валютном рынке в Беларуси продолжается ситуация, которая фактически отражает ситуацию на московитском рынке. Анастасия Лузгина, старший научный сотрудник Центра экономический исследований BEROC в разговоре с «Белсатом» говорит, что сейчас основной тенденцией на валютном рынке является влияние колебаний московитского рубля на нашу валюту. Пока в Московии рубль укрепляется с некоторыми колебаниями. И мы видим, что беларусский рубль идет за ним.
Эксперт говорит, что курс рубля в нашей стране устанавливается рыночным путем, но сильно влияют на курс и изменения московитской валюты. Это обусловлено тем, что в нашей корзине валют 50% именно московитской валюты. Соответственно, изменения курса этой валюты по отношению к доллару и влияют и на наш рубль. Но мы совершенно не копируем колебаний московитского рубля.
«В конце каждого месяца Нацбанк в пресс-релизе сообщает о своем вмешательстве на валютном рынке. Но это вмешательство происходит в краткосрочные колебания беларусского рубля по отношению к иностранным валютам, чтобы не допустить каких-то резких колебаний. Например, в апреле Национальный банк приобретал валюту, чтобы не допустить более резкого укрепления курса в определенные дни месяца», – говорит Анастасия Лузгина.
Пока существенную роль в формировании курса беларусского рубля оказывает московитский, и это является влиянием внешних рынков. Но экономист обращает внимание, что существуют и внутренние факторы, и они свидетельствуют: острой необходимости в ослаблении беларусского рубля по отношению, например, к доллару, пока нет.
«Это обусловлено в том, что сальдо внешней торговли пока положительное. В страну поступает валюты больше, чем мы наблюдаем оттока. Это, конечно, не всегда является свидетельством, что в экономике на самом деле все хорошо и положительно. Но если посмотреть на рост объемов торгов, то мы видим, что в январе-марте они резко сократились по сравнению с январем-февралем этого года. Хотя сальдо положительное, выглядит даже лучше, чем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – говорит Анастасия Лузгина.
Впрочем, беларусские чиновники признают, что экономика нашей страны замедляется. По данным Белстата, валовой внутренний продукт Беларуси за январь-апрель этого года снизился на 2,1% по сравнению с январем-апрелем прошлого года. Поэтому некоторые положительные показатели в будущем также могут показать другие результаты. Отсюда эксперты говорят, что сегодня озвучивать какие-то прогнозы довольно сложно.
«Даже в Московии эксперты озвучивают совершенно противоположные мнения в деле возможных изменений курса московитского рубля. Эти расхождения в прогнозах московитских аналитиков обусловлены в том, что есть факторы неопределенности, каким образом будет работать экономика Московии в условиях санкций. Второй момент – каким образом будет себя вести Центробанк Московии, будет ли он отменять валютные ограничения, которые сейчас введены. Нацбанк Беларуси ограничений не вводил. А в Московии их довольно много. Часть ограничений отменили, но они до сих пор остаются», – обращает внимание Анастасия Лузгина.
И ряд ограничений, по словам собеседника «Белсата», пока давят на курс доллара и способствуют росту московитского рубля.
Как сохранить свои сбережения?
Еще некоторое время назад экономисты обращали внимание, что если есть сбережения, то следует их хранить в нескольких валютах. Часть денег следует конвертировать в доллары США, другую – в евро, московитские рубли. Беларусские рубли можно было выгодно хранить по депозитам в банках. После выборов в 2020 году беларусы начали массово забирать из банков свои сбережения, поскольку доверия к отечественной банковской системе не осталось. А после московитского вторжения в Украину и введения санкций против Московии также нет уверенности в московитской валюте. Но экономисты говорят, что сейчас сложно советовать, как лучше распорядиться своими сбережениями.
«У каждого свои причины для сбережений. Если через месяц, или два необходима валюта для определенных целей, то лучше хранить деньги именно в этой валюте. Но в сложившихся условиях лучше придерживаться в дальнейшем принципов девирсификации, так как на сегодня очень много неопределенностей. Сложно спрогнозировать, как будет себя вести курс беларусского рубля, или доллара по отношению к другим валютам. Неизвестно, как будет работать экономика, нет информации, будут ли впредь вводиться санкции и какими они будут, когда введут. Очень много неизвестных аспектов», – советует Анастасия Лузгина.
Эксперт уточняет, что в любом случае стоит лучше переводить свои сбережения в разные валюты.
Что касается депозитов, то пока ситуация выглядит довольно спорной. Беларусы после событий в августе 2020 года потеряли доверие к банковской системе страны. Граждане массово выводят свои сбережения. Банки в течение некоторого времени даже вынуждены были ввести ограничения на снятие депозитов. Сегодня чиновники убеждают, что ситуация стабилизировалась. Премьер-министр Роман Головченко убеждает, что он сам лично пользуется правилом «в чем зарабатывает, в том и хранит», и сберегает деньги, большей частью, в беларусских рублях, и гражданам также советует «не дергаться». Вот только инфляция в Беларуси на апрель разогналась до 16,8%. При этом банки предлагают депозиты в пределах 20% годовых.
Во время принятия решений о размещении сбережений по рублевым депозитам Анастасия Лузгина советует пристально изучать ставки банков, поскольку они должны превышать ставки текучей и ожидаемой инфляции.