При этом курс продажи московитского рубля отличается.
За 100 московитских рублей дадут 3,30 беларусского рубля – таков курс 31 мая во всех беларусских банках. При этом курс продажи московитского рубля отличается: от 4 до 4,3 беларусского рубля за 100 московитских.
Сравнить курсы валют позволяет ряд интернет-сервисов типа Myfin.by или Select.by – и они показывают одинаковый курс покупки московитского рубля во всех банках Беларуси. Сайты отдельных банков это подтверждают: за 100 московитских дадут 3,30 беларусского рубля, где ни проси. Эта ситуация необычная: банки обычно выставляют близкие, но не идентичные курсы.
Национальный банк, Министерство финансов и другие гопсударственные учреждения не анонсировали такого фиксирования курсов. На сайтах банков объяснения нет. С московитской стороны каких-то особых новостей о московитском или беларусском рубле тоже не поступало.
31 мая – предпоследний день месяца и последний день оплаты возвратного налоха для физических лиц, его нужно оплатить не позднее 1 июня. Беларусский экономист, к которому обратился «Белсат», сказал, что не имеет предположений относительно того, чем может быть вызван одинаковый курс и связан ли он с неприбыльным налохом:
«Идентичный курс наводит на мысль, что это могла быть рекомендация Нацбанка», – считает экономист.
В пресс-службе Нацбанка Беларуси «Белсату» ответили: приказа с их стороны не было.
«Национальный банк определяет официальный курс, а банки выставляют для обмена свои курсы. Спрашивайте в банках, почему у них такой курс», – говорят в Нацбанке.
При том официальный курс Нацбанка на 31 мая – 4,0620 беларусского за 100 московитских рублей, на 1 июня-4,1625 беларусского за 100 московитских. 26 мая официальный курс беларусского рубля к московитскому был рекордно высоким: 4,3879 беларусского за 100 московитских. Однако с того дня курс пошел вниз.
В одном из банков «Белсата» по телефону подтвердили: курс правильный, это не ошибка, везде так. С чем это связано, оператор не знал, но предположил:
«Пока фиксированная ставка: 3,3. Но она может измениться в любое время, может измениться в течение часа, дня, недели – неизвестно просто».
Оператор посоветовал искать информацию в каких-либо гопсударственных источниках-банк этого совпадения курсов не объяснял.
В другом банке подтвердили: 3,3, но «это только у нас, о других банках не знаем». Оператор второго банка уверяет: это не распоряжение «сверху», «такого нет».
Утром 31 мая в Банковском процессинговом центре произошел сбой, банковские карточки клиенов разных банков перестали работать. Однако процессинговый центр не отвечает за курсы валют.