Оказывают ли какое-то влияние на белорусское руководство санкции Совета ЕС? Однозначного ответа на этот вопрос среди европейских политиков и экспертов нет.
Об определенной эффективности санкционной политики заявляет Мирослав Лайчак, глава отдела по связям с Россией, Восточным партнерством и Западными Балканами Европейской службы внешнеполитической деятельности (ЕСВД). В интервью радио «Свобода» он отметил, что белорусская оппозиция уже оценила эти меры: они «не дают результат за одну ночь, но несомненно, что они дают результат», пишут «Белорусские новости».
На той же радиостанции прозвучало интервью с председателем Европарламента Ежи Бузеком, который признался, что не видит «каких-то результатов адресных санкций» и «изменений в поведении белорусского режима». Правда, одновременно этот политик высказал предположение, что белорусский режим может обвалиться за две или три недели.
Исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Райнер Линднер в свою очередь выступил против введения экономических санкций в отношении Беларуси, поскольку они «первым делом отразятся на простых гражданах». Вместе с тем Линднер приветствует санкции политические.
«Правда, черный список лиц, которым запрещен въезд на территорию Евросоюза, следовало бы тщательно проверить. Возможно, чьи-то фамилии оказались в нем незаслуженно, а тех, кто, например, несет ответственность за организацию показательных судов над демонстрантами или за отчисление студентов, в этом списке нет», — отметил Линднер в интервью радиостанции Deutsche Welle.
В ряду этих высказываний белорусский политический обозреватель Роман Яковлевский особо отмечает позицию Райнера Линднера.
«Он ведь был и сопредседателем белорусско-германского экономического Минского форума, благодаря которому сделал карьеру, став председателем Восточного комитета немецкой экономики — лоббистской структуры германского капитала. Если уж он так стал говорить, будучи еще совсем недавно контактным лицом с белорусским руководством, то в РБ — не то что системный кризис, а положение на краю пропасти», — подчеркнул Яковлевский в беседе с Naviny.by.
Впрочем, эксперт не склонен увязывать целую серию заявлений, прозвучавших на прошлой неделе в Евросоюзе, с неким серьезным пересмотром политики в отношении Беларуси, таких сигналов, по его мнению, нет.
Эффективны санкции ЕС в отношении белорусского руководства или же нет, но то, что их действие вполне ощутимо для белорусских чиновников, не вызывает сомнений. Вот и на прошлой неделе власть не удержалась, чтобы не высказаться по этому вопросу. Министр юстиции Беларуси Виктор Голованов назвал решение Совета ЕС о запрете въезда в Евросоюз белорусских чиновников, журналистов и судей внеправовым.
По его словам, «конечно, неприятно для нашей страны и людей, против которых введены эти санкции… Например, в Минске судья Фрунзенского суда одна воспитывает ребенка. Он больной. Мать хотела его вывезти куда-нибудь на море, но ей же запрещен въезд в ЕС. Нарушены права ее ребенка. Вот это уходит в сторону».
Ранее Александр Лукашенко назвал политику санкций ЕС в отношении Беларуси «безмозглой, непродуманной». И даже пригрозил обращением в международные суды: «Я хочу поручить своим юристам, у нас достаточно специалистов, — мы должны эту проблему рассмотреть юридически через соответствующие суды, предъявить иски тем, кто вводил не только экономические санкции, но и в отношении журналистов».
Но пока суд да дело, шенгенская виза остается недостижимой для пары сотен белорусских госслужащих. И это — единственное мерило эффективности санкционной политики Евросоюза как для самого ЕС, так и для экспертов в области международных отношений.