Беларусь нуждается в российских инвестициях, однако экономическая политика России препятствует практической реализации сотрудничества. Кроме того, белорусское руководство крайне обеспокоено тем, что некоторые российские организации имеют долги перед Беларусью, сумма которых составляет 200 млн долларов.
В Беларуси нет системного кризиса, нет необходимости продажи госсобственности за бесценок, но есть нужда во внешних заимствованиях и российских инвестициях. Об этом в интервью российскому журналу "Итоги" на прошлой неделе заявил премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович, сообщает сайт Совета министров Беларуси.
"У нас нет никакого системного кризиса. Это не только мое мнение, но и выводы МВФ и Всемирного банка", - сказал М.Мясниковича. - "У нас рост ВВП за шесть месяцев составил 111%. Впервые за многие годы темпы роста экспорта превышают темпы роста импорта - около 6 процентных пунктов".
По информации белорусского премьера, по состоянию на 1 января 2011 года импорт на 43% превышал экспорт, но к середине года отрицательное сальдо по счету текущих операций значительно уменьшилось, а в мае сальдо внешней торговли было положительным и составило $120 млн. "Этот процесс должен повлиять на стабилизацию и на валютном рынке. Там у нас пока не все хорошо, но предприятия работают, и даже создаются новые рабочие места - 16 тыс. за пять месяцев", отметил М.Мясникович. По его словам, проблемы предприятий-импортеров тоже решаются и "многие из них теперь начинают работать и как экспортеры".
М.Мясникович сообщил о том, что Беларусь серьезно нуждается во внешних заимствованиях: "Мы обратились за ними к МВФ и к ЕврАзЭС, но эта помощь по сравнению с объемом валютной выручки, которую мы получаем сейчас, не столь значительна. Выручка у нас за пять месяцев составила $16 млрд., а из Антикризисного фонда ЕврАзЭС мы получили $800 млн.".
Премьер Беларуси проинформировал о планах приватизации: "В этом году мы собираемся продать около 250 промышленных предприятий: это и производство стройматериалов, и домостроительные компании, предприятия легкой промышленности. Если у россиян не будет желания купить эти заводы, мы их продадим кому-нибудь другому. Но возможность прийти первыми у ваших предпринимателей есть. И не надо думать, что из-за проблем, которые у нас сейчас имеются, наши предприятия можно будет купить за бесценок. Это ошибка".
"Мне кажется, здесь есть элементы или незнания, или определенной экономической политики", - сказал М.Мясникович, комментируя низкий интерес потенциальных российских инвесторов к бизнесу в Беларуси. - "Ну почему компании из ЕС, Китая, проявляют большой интерес не только к нашим сырьевым и инфраструктурным компаниям, а в том числе и к перерабатывающему сектору? Мы продали несколько мебельных фабрик - никто из России не пришел!".
"Японцы к нам идут, россияне - нет", - отметил премьер-министр. - "Мы предлагаем продать предприятия по производству цемента, гипса и так далее. Ими уже интересуются немцы. Ваши соотечественники, наверное, считают, что это не очень выгодный бизнес".
Официальный Минск заинтересован, прежде всего, в приходе на белорусский рынок партнеров по Таможенному союзу и готов предложить российским компаниям "право первой руки". В связи с этим М.Мясникович выразил сожаление по поводу того, что многие планы по совместной деятельности с российскими компаниями остаются на уровне разговоров, не имея практической реализации.
Премьер-министр обратил внимание на то, что официальный Минск предлагает потенциальным инвесторам "отличные белорусские предприятия, которые активно развиваются, то же производство гранитного щебня завязано на Москву".
По мнению М.Мясниковича, раскрытию потенциала белорусско-российского сотрудничества мешают бюрократические проволочки с российской стороны: "Наш бизнес заинтересован выйти на ваш строительный рынок, мы много раз предлагали свои услуги в строительстве жилья для ваших военнослужащих. Не получается пока. Вопросы очень долго согласовываются. Мы могли бы более активно работать на рынке продовольствия. В том числе и в области переработки", - сказал премьер.
"Нас очень беспокоит просроченная дебиторская задолженность ряда российских компаний перед белорусскими предприятиями. Это около 200 млн долларов, для возврата которых требуются значительные усилия", - цитирует главу Совмина Беларуси российский журнал "Итоги".
"Поэтому хотелось бы, чтобы те структуры, которые мы формируем в рамках единого экономического пространства, устранили эти некрасивые сюжеты. Хотелось бы выстроить цивилизованные отношения, которые были бы похожи на те, что существуют, например, в Евросоюзе", - поделился белорусский премьер.
Он также рассказал, каким образом белорусское правительство собирается модернизировать экономику.
"Правительство выработало приоритетные направления модернизации экономики: микроэлектроника, оборонка, точное машиностроение, оптика, энергоэффективность, биотехнологии, IT-технологии. Например, в прошлом году мы ввели мощности по производству чипов размером 0,35 микрона. В этом смысле наше производство практически ничем не уступает российскому. У нас сильно продвинулось проектирование микросхем, разработка программных продуктов. В рамках налогового кодекса, уже начиная со следующего года, мы планируем предоставлять определенные преференции этим отраслям", - заметил он.
М.Мясникович полагает, что Беларуси необходимо создать совместные с Россией предприятия. "Добавлю еще и фармацевтическую промышленность: недавно я разговаривал с Владимиром Путиным о возможности интеграции этой нашей отрасли с российской. Чтобы объединить не только те компании, которые уже есть, - может, нам совместно надо создать и совершенно новые!", – сказал он.
"Мы должны сотрудничать в тех отраслях, где меньше железа, но больше интеллекта. И я надеюсь, что создание Таможенного союза будет этому только способствовать. Создание союза не означает, что мы можем производить второсортные товары и говорить, что все хорошо. Никто ведь не заставит российского или белорусского потребителя купить некачественную вещь", - заметил премьер.
По его словам, экономическая интеграция стран Таможенного союза наладится быстрее, чем когда-то в ЕС. "Я думаю, мы не будем двигаться к этому так же долго, как европейцы. Но считаю, что ближайшие три года точно потребуются для развития институтов экономического союза наших стран", - сообщил М.Мясникович.
На сегодня же Беларусь не видит пока каких-либо результатов от участия в Таможенном Союзе (ТС), передает БелТА. "Мы пока не потеряли, хотя и особых выигрышей не видим. Но рассчитываем, что когда будут сформированы равные условия работы хозяйствующих субъектов наших стран, выгода будет неоспоримой", - заявил глава белорусского правительства. - "И мы будем не только конкурировать: отношения между нашими предприятиями станут партнерскими".
Премьер-министр выразил удовлетворение тем, что страны-участницы перешли к практической реализации идеи Таможенного союза: "Ведь такие экономические объединения, как Таможенный союз, для того и создаются, чтобы мы могли получить выгоду от нашей совместной работы на рынках других государств и на внутреннем рынке", - подчеркнул М.Мясникович.
Руководитель правительства Беларуси также отметил, что в настоящее время диспаритет цен на энергоносители наиболее остро сказывается на белорусских предприятиях, конкурирующих с российскими. Он также отметил, что с целью создания равных условий поддержки сельхозпроизводителей "мы уже подписали соответствующие документы, положив в основу принципы ВТО, разделив меры господдержки на желтую и зеленую корзины и ограничив размер прямых субсидий".
М.Мясникович сообщил также, что продолжаются переговоры о сокращении субсидий и другим отраслям. По его информации, новая модель господдержки в Беларуси заключается в следующем: "Если государство заинтересовано в развитии, например автомобильной промышленности, мы будем давать предприятиям налоговые или иные льготы. Но решаться это будет на конкурсной основе. И поддержку получит только тот, кто предложит наиболее выгодные условия реализации проекта и цены своей продукции".
Глава правительства отметил также, что в настоящее время возможности белорусских властей по оказанию субсидий ограничены льготы производителям будет предоставлять на конкурсной основе. "Мы вынуждены снижать расходы, чтобы сбалансировать положение на валютном рынке", - констатировал премьер-министр.