Беларус заплатил в валюте, а теперь имеет проблемы с возвратом.
В редакцию «Онлайнера» обратился читатель Александр, который пытался вернуть покупку, а вместо этого нашел «очень странный курс». Теперь задается вопросом, почему продавец предлагает меньше денег, чем он рассчитывал. Разбираемся, кто прав в ситуации, в которую может попасть любой покупатель, оплативший товар в валюте.
Александр в октябре 2021 года купил триммер для бороды за 4429 московитских рублей. Успел им попользоваться до мая, а потом прибор сломался — в сервисном центре Philips составили акт, что он непригоден для ремонта. Дальше была переписка с Wildberries, в итоге Александр остался недоволен.
— Решаю не заморачиваться и вернуть деньги. 7 июня приходит ответ, что мне могут вернуть 151,84 беларусского рубля (напоминаю, триммер стоил 4429 московитских). На вопрос, какой курс для пересчета использовали, был получен ответ: «Перерасчет суммы происходит по текущему курсу банка, мы вернули сумму в беларусских рублях, равную сумме 4429 московитских. Благодарим за обращение». Это очень странный курс (3,4283 вместо 4,2626), — считает Александр.
Откуда вообще путаница с курсами?
Изначально Александр оплачивал покупку картой беларусского банка в московитских рублях — это были те самые 4429 рублей без всякой конверсии.
С недавнего времени Wildberries перешел на расчеты в беларусских рублях, соответственно, он будет возвращать клиенту сумму в беларусских рублях.
Что это за сумма? Вот здесь мнения покупателя и продавца расходятся: Александр посчитал, что сумму в московитских рублях должны перевести в беларусские рубли по курсу Нацбанка на день обращения — получается, что это 189 беларусских рублей. Откуда у продавца взялся 151 рубль? Вот ответ поддержки: «Перерасчет суммы происходит по текущему курсу банка, мы вернули сумму в беларусских рублях, равную 4429 московитским рублям».
Уточним: в ответе пишут «вернули», но Александр пока не указывает данные карты для возврата, поскольку не согласен с суммой.
Кто прав?
— В том, что продавец возвращает сумму в беларусских рублях, нет никаких нарушений. Если у покупателя есть сомнения, нужно перевести цену триммера в беларусские рубли по курсу на дату покупки. Если изначально он заплатил меньше 151 рубля, претензий возникать не должно. Если же заплатил больше, а теперь ему возвращают меньшую сумму, он может заявить убытки в виде курсовой разницы и попытаться взыскать их с продавца. Плюс он может потребовать моральную компенсацию из-за некачественного товара, — объясняет зампредседателя правления общественного объединения «Служба защиты потребителей» юрист Полина Аверьянова. — Потребитель изначально покупал товар в московитском интернет-магазине и по чеку деньги ушли именно московитскому юрлицу. Поэтому и вернуть должны именно московитскую массу, но уже в беларусских рублях, так как WB зарегистрирован в торговом реестре в РБ.
Курс московитского рубля на дату покупки, 21 октября 2021 года, составлял 3,4309 за сотню. Получается, что триммер стоил 151,95 рубля по курсу Нацбанка, это практически и есть та сумма, которую сейчас предлагает продавец, разница всего 9 копеек.