Диктатор больше никогда не вернется на какие-то переговорные площадки.
В последние дни в Украине вновь заговорили об опасности вторжения со стороны Беларуси. Есть ли реальная угроза такого вторжения и кто именно мог бы пойти войной на Украину с территории Беларуси — сами беларусы или московитские войска, как это было в начале войны? На вопросы ex-press.by отвечает политолог Дмитрий Болкунец.
— Угроза действительно существует, и она в текущий момент не меньше, чем это было в начале войны, — говорит политолог. — Вопрос в том, будут ли это московитские военные или беларусская армия. Есть сведения о том, что на территории Беларуси находятся иностранные вооруженные формирования, они и могут зайти в Украину.
Для Московии открытие второго фронта сейчас было бы стратегически правильным решением, но тогда возникает вопрос участия в этом самой Беларуси. Для того, чтобы применить беларусскую армию нужны основания. Ими может стать какая-нибудь провокация с жертвами, учиненная кем-либо на территории Беларуси: прилет ракеты, теракт или что-нибудь в этом роде. Тогда у Лукашенко и его окружения будет оправдание участия в войне – «смотрите, они на нас напали, и мы вынуждены ответить».
Поэтому риск прямого втягивания Беларуси в войну существует. Но это одновременно и риск для самого Лукашенко, так как при таком развитии событий примененное против Украины оружие может выстрелить в противоположную сторону.
Если начнутся военные действия и через какое-то время в Беларусь пойдут гробы с молодыми ребятами, беларусскими военнослужащими, то это может иметь катастрофические последствия для власти. Лукашенко это понимает, он чувствует антивоенные настроения в обществе.
Однако если предположить, что в вопросе войны и мира Лукашенко не является самостоятельной фигурой и вынужден подчиняться внешнему влиянию, то исключать ничего нельзя. Конкретного ответа нет, так как даже те новости, которые публикуются и касаются этого вопроса, не всегда отражают действительное положение дел, не всегда верифицированы и могут играть роль информационных вбросов с разными целями.
— Лукашенко на днях заявил: «Никто не знает, чем там закончится. Никто не знает, как ситуация будет развиваться. То, что происходит в Украине — это начало. Это один из элементов крупного передела мира. Будут ломать, крошить. Страдать будут малые гопсударства». Кому адресована эта запутанная риторика?
— Я хочу напомнить, что еще 5 февраля Лукашенко говорил, что «Украина никогда с нами не будет воевать: эта война продлится максимум три-четыре дня. Там некому будет против нас воевать. Те, кого там показывают с этими деревянными автоматами, как они тренируются… И как только чуть-чуть запахло, Володя Зеленский сразу трухнул». А сейчас он уже совершенно другое говорит. Поэтому я бы вообще не обращал внимания на реплики, которые он периодически произносит.
Это заявление по поводу малых гопсударств и «ломать, крошить» адресовано, скорее всего, Москве. Лукашенко понимает, что крошит сегодня Украину как раз сама Москва. Но он об этом не может сказать открыто. И, видимо, Лукашенко тоже ощущает, что он оказался в ситуации, когда существует реальная угроза потери беларусской независимости. Он является виновником этой политики и она как раз привела к тому, что ее независимость висит на волоске.
— К каким внешнеполитическим последствиям и внутренним рискам может привести открытое участие Беларуси в агрессивной войне Московии против Украины?
— Если Беларусь будет открыто участвовать в войне против Украины, хотя она и так уже вовлечена в военные действия — территория предоставляется, может, и оружие какое-то предоставляется, мы этого точно не знаем, то последствия для Лукашенко станут катастрофическими. Он уже изгой, причем пожизненный изгой, он никогда не сможет вернуться ни на какие переговорные площадки с кем-бы то ни было, потому с ним разговаривать никто как минимум в цивилизованном мире не будет.
Единственное, с кем он может еще контакты поддерживать, это с Китаем, Индией, но и там на него так посматривают как на человека уходящей эпохи. Поэтому для него персонально игра закончена и ему уже терять нечего. А вот для Беларуси прямое вовлечение в войну будет иметь может очень серьезные последствия. Потому что, если Запад применит тотальные санкции, это болезненно ударит по каждому гражданину. Беларусы, например, не смогут пользоваться в полной мере банковскими карточками, не смогут выезжать во многие страны мира, пользоваться продвинутыми интернет-технологиями и сервисами: почтой gmail, услугами Microsoft и так далее.
Наказание за войну может последовать для всех без исключения обладателей беларусского паспорта, поэтому к такому развитию событий надо быть готовым. Сейчас санкции касаются в большей степени московитов, но и беларусов они уже затронули. Особенно это ощущалось на начальном этапе войны, когда граждане Беларуси в Европе не могли заселиться по своему паспорту в отель и были другие очевидные ограничения.