Основные доноры МВФ должны четко заявить, что давать диктатуре кредиты нельзя.
Известная правозащитная организация «Freedom House» в последнее время с особым пристрастием следит за ситуацией, сложившейся в Беларуси после начала протестов в Минске и других городах республики. О том, как «Freedom House» расценивает происходящее в Беларуси, «Российской газете» рассказал исполнительный директор этой неправительственной организации Дэвид Креймер, который в период предыдущей администрации США был помощником госсекретаря США по вопросам демократии, свободы и прав человека, а в его рабочее портфолио в Госдепе входили отношения с Россией, Беларусью, Украиной и Молдовой.
- Многие эксперты и политологи на Западе заявляют, что белорусская экономика находится на грани коллапса. Однако в Минске утверждают, что в течение месяца или двух ситуация в стране полностью нормализуется.
- Сегодня существуют две возможности для того, что чтобы Александр Лукашенко смог избежать главной угрозы своему 17-летнему руководству страной. Одна из них, связана с возможным кредитом со стороны МВФ, но, по моему мнению, никаких шансов у этого варианта нет и считаю, что основные доноры МВФ должны четко заявить, что при существующих обстоятельствах это невозможно. А вторая заключается в масштабной приватизации белорусских предприятий и это может помочь Лукашенко устоять какое-то время.
- Работают ли введенные санкции ЕС и США против Беларуси или нет?
- Экономические санкции против государственных предприятий в Беларуси работают и это можно проиллюстрировать на примере 2007 года, когда США ввели санкции против «Белнефтехима». Тогда, спустя два месяца после введения санкций представитель руководства Беларуси прибыл в посольство США в Минске и предложил выпустить политических заключенных в обмен на снятие санкций. Это доказывает, что в прошлом санкции имели эффект.
Я бы сказал, что шаги, недавно предпринятые ЕС в отношении санкций белорусских госпредприятий, также окажут эффект, особенно, учитывая, что сейчас Минск находится в гораздо худшей ситуации, чем в 2007 году.
- Насколько все-таки реален предлагаемый некоторыми на Западе бойкот чемпионата мира по хоккею в 2014 году, который должен пройти в Беларуси и для чего он нужен?
- Это будет иметь больше символическое значение.
- Разгон и аресты протестующих показывают слабость руководства Беларуси или наоборот силу правоохранительных органов страны?
- То, что происходит в Минске и других городах Беларуси показывает, что у власти уходит почва из-под ног. Несмотря на жестокие методы белорусского КГБ, люди продолжают выходить на улицы и мирно протестовать и, тем не менее, руководство страны не может это терпеть. Они не в состоянии полностью перекрыть коммуникации через интернет, большая часть которых, кстати, ведется на русском языке через социальную сеть «В контакте». Люди теряют страх и идут на риск быть арестованными или получить увечье только потому, что они устали терпеть. Кроме того, видно, что Лукашенко быстро теряет поддержку: согласно опросам общественного мнения, приводимым белорусской оппозицией, его рейтинг упал ниже 30 процентов и сейчас находится на отметке в районе 25 процентов. Без сомнения, применяемые методы против демонстрантов только усилят это падение.
- Какую роль играет интернет в том, что происходит сейчас в Беларуси?
- Власти пытаются контролировать интернет, но у них этого не получается, поскольку он продолжает использоваться для мобилизации людей. Мы знаем, что появились пользователи, связанные со службами безопасности, которые рассылают ложные сообщения, пытаясь запутать людей, ни и это не работает.
И все-таки важно не преувеличивать роль интернета в этих событиях. Всемирная сеть это лишь механизм для организации протестов, а не движущая сила. Движущая сила заключается в том, что белорусы просто устали от Лукашенко и винят его в экономическом кризисе и в изоляции страны.