Атака с севера на Украину или Сувалкский коридор?
После долгого перерыва Московия вновь начала обстреливать Украину с беларусской территории, наглядно продемонстрировав и союзному соседу, и Западу, «кто в доме хозяин», когда речь идет о принятии военных решений.
Прозвучавшие на встрече правителей заявления Владимира Путина и Александра Лукашенко «о вопросах обороны» и обещания ответить Западу позитива в ситуацию не добавили. Угроза вступления Беларуси в войну, по оценкам украинской военной разведки, вновь обострилась — об этом прямо сказал в обращении к беларусам президент Украины Владимир Зеленский, а напряженная тревожность стала почти осязаемой.
О рисках вступления в войну и роли в этом беларусского правителя, о наиболее уязвимых направлениях и реакции НАТО «Филин» поговорил с историком, политическим обозревателем Александром Фридманом.
— В публикациях западных медиа присутствуют разные оценки по теме Беларуси, — отмечает аналитик. — Но основное внимание привлекли не слова Лукашенко в адрес Литвы о том, что перекрытие транзита в Калининград «сродни объявлению какой-то войны».
Гораздо больше беспокойства вызвала возможность размещения московитского ядерного оружия на территории Беларуси. И, конечно, возобновившиеся обстрелы Украины с территории Беларуси и передвижения московитских войск.
В прессе предполагают, что дальше будет делать Лукашенко. Но сама постановка вопроса немножко странная — она подразумевает, что Лукашенко самостоятельный игрок, решающий для себя, в какой степени он будет вовлечен в московитскую агрессию.
Небольшое поле для маневра, полагает Александр Фридман, у беларусского правителя все еще есть, но об автономности принятия решений говорить не приходится:
— Москва, видимо, все еще спрашивает его согласия — иначе бы его не вызывали на эти встречи. Но сам факт, что вызывают — и он по мановению волшебной палочки является, бросая все дела и летит на три дня, в то время как визит Путина в Беларусь то не подтверждается, то отменяется, — свидетельствует о том, что серьезно Лукашенко в Кремле не воспринимают.
К сожалению, это выглядит таким образом, что всего необходимого Москве она сможет добиться, и степень участия Беларуси в войне также определяется Москвой, а не Минском.
Официальному Минску прямое участие в полномасштабной войне вовсе не нужно, подчеркивает эксперт, поскольку оно лишь ослабит позиции режима:
— Социологические исследования показывают, что население Беларуси (даже та его часть, которая находится на стороне Московии) не хочет участвовать в войне. Полагаю, что аналогичные настроения характерны и для значительной части режима.
Возможно ли, что Кремль подталкивает беларусского правителя вовсе не в сторону Украины, а к Сувалкскому коридору?
По мнению Александра Фридмана, в текущий момент в Беларуси для подобной операции нет нужного количества московитских войск, хотя исключать такого варианта все же нельзя. Однако подобный шаг для Лукашенко еще менее желателен, поскольку влечет конфликт с блоком НАТО.
Думаю, что Лукашенко в Москве неоднократно подчеркивали: сухим из воды ему выйти уже не удастся. А если такой возможности нет, то что, собственно, брыкаться. Участвуй во всем, победим — будут у тебя соответствующие лавры, проиграем — потонем вместе…