Через семь месяцев после избиения во время акции на Площади экс-кандидат в президенты Владимир Некляев прошел судебно-медицинскую экспертизу по факту получения телесных повреждений. В результате никто не сомневается, как и в решениях суда по обжалованию приговоров "декабристам".
Напомним, вечером 19 декабря 2010 года Некляев, на тот момент кандидат в президенты Беларуси, был избит неизвестными, когда вместе с активистами своего штаба и сторонниками шел по улице Коллекторной в центр Минска для участия в оппозиционном митинге. В тот же день политика силой забрали из больницы, куда он был доставлен после избиения в СИЗО КГБ.
29 января Некляева выпустили из изолятора под домашний арест.
20 мая суд Фрунзенского района Минска признал Владимира Некляева виновным по ч.1 ст.342 Уголовного кодекса (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них) и приговорил к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на два года.
Вскоре после этого политик подал заявление в Минскую городскую прокуратуру с требованием расследовать факт его избиения 19 декабря.
Сегодня Некляев посетил отдел общих экспертиз управления Государственной службы медицинских судебных экспертиз.
«Ничего особенного в экспертизе не было, потому что и не могло быть, ведь избиение произошло ровно семь месяцев назад», — рассказал он в интервью БелаПАН.
По словам Некляева, на голове у него остался шрам от удара дубинкой, «а синяки, естественно, сошли». «Других визуальных признаков, кроме шрама, не осталось. Остальное все внутри — сильные головные боли, в спине», — отметил политик.
Во время экспертизы Некляев сообщил врачу, что в КГБ его лечили «в каком-то неизвестном медицинском заведении». «Я сказал, что там должны оставаться какие-то документы, в которых что-то зафиксировано. Я попросил врача направить в СИЗО соответствующий запрос, и он сказал, что это может быть сделано», — рассказал Некляев.
Срок проверки по факту причинения экс-кандидату в президенты телесных повреждений продлен до 4 августа. Однако сам он не думает, что проверка даст результат. «Думаю, пока городская прокуратура не получит четких указаний, все будет продолжать тянуться ни шатко, ни валко», — сказал политик.
В любом случае он намерен добиваться расследования факта своего избиения. «Если ничего не получится в прокуратуре, буду подавать в другие инстанции. Потому что это принципиально важно для понимания того, что произошло 19 декабря», — считает Некляев.
«Кроме того, что меня избили, это стало детонатором событий, которые развивались позже. Выяснение того, кто давал приказ о нападении на команду кандидата в президенты, может дать понять картину всего произошедшего», — подчеркнул политик.
Напомним, что кассационная жалоба, поданная В.Некляевым, будет рассматриваться судом 22 июля.
Во вторник, 19 июля, Минский городской суд оставил без изменений приговор экс-кандидатам в президенты Николаю Статкевичу и Дмитрию Уссу, а также супруге экс-кандидата в президенты Андрея Санникова журналистке Ирине Халип.
Также в силе оставлены приговоры Александру Класковскому, Артему Грибкову, Александру Квяткевичу, Дмитрию Буланову, Андрею Позняку, руководителю избирательного штаба экс-кандидата Виталия Рымашевского, сопредседателю создаваемой партии "Белорусская христианская демократия" Павлу Северинцу и главе избирательного штаба экс-кандидата в президенты Николая Статкевича Сергею Марцелеву.
Адвокат Н.Статкевича Татьяна Станкевич заявила, что происходившее на площади 19 декабря можно квалифицировать не как массовые беспорядки, а как хулиганские действия разрозненных групп. Адвокат также не считает доказанным причастность свеого клиента к организации массовых беспорядков.
Адвокат И.Халип Анна Бахтина заявила, что "придет время, когда мы вновь вернемся к этому делу, и оно будет рассмотрено так, как положено, когда будут приняты во внимание все свидетельства".
Речь адвоката была встречена аплодисментами, которые судья попросила прекратить, сказав: "Вы же не на митинге находитесь".
Прокурор расценил речь адвоката как угрозу.
Н.Статкевич и Д.Усс за организацию массовых беспорядков (ст.293 ч.1 УК Беларуси) приговорены к 6 и 5,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима. Экс- милиционер А.Класковский приговорен к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима. По ч.2 ст. 293 УК - "участие в массовых беспорядках" суд приговорил А.Квяткевича к 3,5 годам лишения свободы, Д.Буланова - к 3 годам, А.Грибкова - к 4 годам лишения свободы с принудительным лечением от алкоголизма. А.Позняк приговорен к 2 годам ограничения свободы без направления в учреждение открытого типа.
И.Халип осуждена на 2 года лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на 2 года по ст. 342 УК РБ - "участие и организация действий нарушающих общественный порядок". С.Марцелев приговорен к 2 годам.
По мнению политолога Андрея Казакевича, эксперта в области судебной власти Беларуси, властям важно, «чтобы формально эти люди оставались преступниками».
Он уверен: верхушка режима не пойдет на то, чтобы пересмотреть приговоры в фазе кассации. Ведь это означало бы признать, что суды нижестоящей инстанции ошиблись.
По мнению Андрея Казакевича, в той или иной форме решение освободить «декабристов» последует, процесс будет растянут во времени и смикширован для широкой публики, а Запад так или иначе пойдет на разморозку отношений.
Впрочем, если экономические подпорки режима затрещат очень громко, то процесс может пойти с ускорением, которое не способны придать и мегатонны резолюций Европарламента.
«Миловать у нас может только один человек», — отметил в интервью для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич.
Короче, по логике властей, надо, чтобы все приговоры вступили в законную силу, чтобы дерзкие посягатели на устои вдоволь похлебали баланды, а уж потом — по ситуации. Но если и выпускать, то не посыпая голову пеплом, а вроде как проявляя «милость к падшим».