Есть части, которые готовы сразу же сдаваться в плен.
Командир интернационального батальона "Титан" Игорь Номан, известный как "Янки", рассказал УНИАН, что беларусы в украинской армии думают об угрозах Лукашенко, ждать или нет новой волны протестов в Беларуси против диктаторского режима, и стоит ли опасаться наступления армии Беларуси на Украину.
- Вы участвовали в протестах против режима Лукашенко в 2020-м году. Как тогда изменилось отношение беларусов к власти?
- Те выборы многим показали, насколько все в Беларуси продажное, в частности, милиция. А правитель довольно часто "чудит". После того, как Лукашенко поубирал своих конкурентов – я говорю о посадках Тихановского и Бабарико - не удивительно, что люди начали выходить на улицы. Тогда я увидел огромное количество людей, которые были против режима. И это было не десять, не сто человек. В тот момент пришло осознание, что на выборах будет что-то происходить.
В день выборов стояли такие очереди, которых я никогда не видел. Самому пришлось прождать полтора часа, чтобы проголосовать.
В ночь протеста мы с друзьями (так как всегда отстаивали беларусские ценности) стояли в первых рядах, прикрывая людей от резиновых пуль. Я даже был ранен светошумовой гранатой, но мы простояли до самого утра.
Большим упущением стало, что люди подумали, что им дают возможность выйти на мирный протест. Ведь пока они дарили ОМОНу цветы, у полиции появилась возможность разобрать все видео, чтобы задерживать людей. Например, моего лучшего друга забрали в полицию и там избили. Но были не только избиения, были изнасилования девушек, был случай, когда на пожилого человека "прыгали" с электрощитом…
- Когда вы поняли, что не можете больше оставаться в стране?
- Когда ко мне домой с обыском ворвался ОМОН. Тогда было принято решение уехать.
- Как беларусы относятся к происходящему сегодня в Украине? Как относятся к московитской агрессии, к войне?
- Я продолжаю общаться со многими беларусами. Те, кто мог что-то сделать, просто поуезжали из Беларуси. Я понимаю, что многие, кто остался, против всего этого, но, к сожалению, они ничего не могут сделать. Поэтому и происходят пуски ракет, бомбежка Украины с территории Беларуси.
- На недавней встрече Путина и Лукашенко первый говорил о создании союзного гопсударства, а второй даже угрожал войной Литве. Можете допустить, что Беларусь будет втянута в войну с Украиной, а то и в мировую войну?
- Возможно, это игра Путина, чтобы этим союзным гопсударством он все-таки смог полномасштабно втянуть беларусов в войну. Но для чего это нужно Лукашенко? Мне кажется, у него уже нет путей для отступления.
Вы же понимаете, что Московия долгое время вкладывала в Беларусь деньги. А когда вы вкладываете деньги в бизнес, вы ведь требуете отдачи?
Но какая мировая война? Угрозы Лукашенко абсолютно пусты. Мне тяжело поверить, что они пустят в Украину огромное количество войск из Беларуси. Говорю это как человек, который жил в Беларуси и понимает менталитет.
Даже если они войдут, то справится с ними будет легче, чем с бурятами. Московию все считали второй армией мира. Но что она делает сейчас?
Получает со всех сторон!
Я не считаю беларусскую армию какой-то великой силой. Где вообще воевали войска Беларуси? Какие с них воины? Во-первых, они никогда не воевали. Во-вторых, беларусская армия направлена на подавление внутреннего конфликта - защищает самого Лукашенко. Все эти ОМОН и "Альфа" заточены только на то, чтобы защищать "царька".
- Вы считаете, Лукашенко боится остаться без армии, если его войска будут участвовать в новом наступлении РФ на Украину с севера?
- Конечно. Если вы посмотрите на то, как юлит Лукашенко в данную минуту, он пытается пересесть со стула на стул так, чтобы не выпускать все войско, которое требует от него Путин. Если он выпустит войско, его перебьют. Соответственно, некому будет защищать его жизнь.
Посмотрите, как русские разбрасываются своими солдатами. Если в Украине абсолютно каждый человек ценен, то в Московии — нет. Там думают так: "Пущу я туда 500 человек. "Зажмурились", значит новых приведем". Так и тут будет. Скажут им идти, они пойдут и все — не вернутся.
Я общался с парнями, которые остались в Беларуси. Они наготове уже который месяц. Они стоят на границе в полной амуниции и ждут. Есть части, которые готовы сразу же сдаваться в плен.
- А есть ли у военных Республики Беларусь такие настроения, чтобы перейти на сторону Украины?
- Я не говорю, что они хотят перейти на сторону Украины. Они не пойдут за нас воевать. Если сдаются в плен, значит, боятся и хотят сохранить свою жизнь.
Главный минус, который в данную минуту есть, это то количество ракет, которые летят с территории Беларуси…
- Насколько Московии мешают беларусские партизаны, начавшие так называемую "рельсовую войну"? 29 июня стало известно, что следственный комитет РБ завершил расследования в отношении трех задержанных. Существует ли риск, что их деятельность прекратится?
- Я тоже слышал, что кого-то из партизанского движения уже устранили или расстреляли. Но не знаю, насколько это правда.
В целом, скажу так: если есть такие люди и такие формирования, которые этим занимаются, это лучшие люди страны. Когда мне пишут: "Игорь, мы ничего не можем сделать…", но затем ты слышишь историю, о том, что парни, которые никогда этим не занимались, пошли и подорвали, это вызывает огромное уважение. Вот это и есть настоящие беларусы. Как говорит мой друг — это беларусы здорового человека.
- В Украине беларусы воюют против Московии с 2014-го года. Вы приехали после минских протестов-2020 и стали командиром своего подразделения. В 2022 году был сформирован добровольческий батальон беларусов — полк Кастуся Калиновского. То есть, полномасштабное вторжение РФ в Украину спровоцировало уже третью волну эмигрантов и добровольцев. С какими трудностями сталкивается беларус, когда приезжает воевать за Украину?
- Если мы возьмем людей, которые хотят воевать за Украину, которые пытаются какими-то путями попасть сюда, этот поток есть. Но большая часть идет не из самой Беларуси, она же закрыта сейчас. Выехать из Беларуси тяжело. Те, кто хочет покинуть страну говорят, что там записи, визы, бешенные очереди…
В Украине проблема - когда нет никаких документов вначале. Ты едешь в автомобиле и приходится рядом сажать украинца, чтобы он объяснял на постах, что ты - нормальный беларус. А так, особо никаких проблем нет.
У меня есть документ о допзащите, но из нас он есть у меня одного. Зато у кого-то уже закончился ВНЖ, у кого-то закончились сроки документов. Эта огромная проблема тянется с 2014-го года, когда парни, ищут, где им сделать вид на жительство или куда уехать. Поэтому я и создал петицию о предоставлении гражданства для тех иностранцев, которые встали на защиту Украины, по ускоренной процедуре.
- Предоставление гражданства Украины — сложный, бюрократизированный процесс. Тяжело представить, как, условно, тысячам беларусов выдадут украинские паспорта.
- Давайте я поделюсь своим виденьем. Допустим, есть добробат. Если человек, условно, три месяца, или до полугода воюет за Украину, тогда ему предоставляют гражданство.
- А как же риски?
- Люди писали мне о том, что, мол, это могут быть диверсанты. Хорошо, тогда пусть при предоставлении гражданства эти люди проходят в Украине полиграф.
Если тысячам людям дают гражданство — это видят люди в других странах и понимают, что в такой ситуации можно ехать воевать сюда.
Доброволец думает: "Я приеду и не буду переживать, что у меня не будет дома". К тому же, украинское гражданство — единственный инструмент вернуть иностранного гражданина из плена. Если в плен попадет беларус — его отправят в Беларусь, а не обменяют.
Нельзя верить врагу, что он станет следовать правам человека, законам или конвенциям ООН, это смешно. Поэтому ни под каким другим предлогом, кроме украинского гражданства, пленных [иностранных] добровольцев не вернуть. И я думаю, этот вопрос должен быть решен даже без петиции.
- Как вы считаете, как надолго затянется война с Московией?
- Я думаю, что сейчас война на столетие. Я вообще никогда не стал бы говорить фразами Арестовича, что война продлится две-три недели, или до сентября. Все будет так, как оно будет. И все парни, которые с нами, идут до конца. Пока мы не заберем все, что наше, никто не успокоится.