Белорусская оппозиция исчезла из политической жизни страны. На смену ей пока не пришел никто. Участники акций молчаливого протеста не имеют четкой программы и сильного лидера. Но, по мнению политологов, эти люди не напрасно выходили на площади белорусских городов.
Очередная молчаливая акция прошла в Беларуси 20 июля. Людей на улицы городов пришло очень мало, но, несмотря на это, задержано 30 человек, 20 из которых – в Минске.
В 7 часов вечера 20 июля на Октябрьской площади собралось несколько десятков человек. Журналисты пытались брать интервью у участников акции.
Сотрудники информационной группы ГУВД Мингорисполкома в мегафон призывают журналистов прекратить брать интервью, поскольку "данное место не является санкционированным для интервью". К журналистам подошел заместитель начальника ГУВД Мингорисполкома Игорь Евсеев и заявил, что интервью брать запрещено. Он потребовал от журналистов "вести себя в рамках дозволенного, обозначить себя и не снимать, как бандиты".
Кто на самом деле вел себя "как бандиты" - можно даже не уточнять.
Помимо Минска задержания производились в Бресте, Белоозерске, Новополоцке, Волковыске, Заславле.
Как сообщает сайт правозащитного центра "Весна", 21 июля в районных судах Минска будут рассматриваться административные дела в отношении задержанных во время акции.
Итак, массовость молчаливых акций протеста пошла на спад. Но означает ли это, что все усилия организаторов были напрасны?
По мнению политолога Валерия Карбалевича, люди выходили на площадь, не имея определенной цели, а просто для демонстрации протеста, и интенсивность их не могла продолжаться на одном и том же уровне.
Однако, как полагает политолог, эти события "раскачали" общество, ими заинтересовались не только белорусские, но и международные средства массовой информации. Их обсуждают, они становятся информационным поводом для СМИ…
Например, 3 июля разгон акции на Привокзальной площади Минска целый день показывал канал "Евроньюс". То есть главной новостью стало не официальное празднование Дня Независимости, а именно молчаливый протест.
Стоит добавить, что в ходе молчаливых акций белорусские власти и правоохранительные органы показали себя не с лучшей стороны. Последние по сути заменили статус защитников общества на "бандитскую" репутацию.
Как ранее сообщали интернет-ресурсы, оппозиция приняла решение не участвовать в акциях молчаливого протеста. С этим Карбалевич согласен.
Однако действия белорусской оппозиции в целом политолог оценивает отрицательно.
"Фактически оппозиция как фактор политической жизни исчезла из страны. Оппозиция не смогла выступить с элементарными заявлениями с требованиями отставки правительства, руководства Нацбанка, президента. Заявления о том, что люди, приведшие страну к кризису, больше не могут оставаться у власти, напрашивались сами собой. Но оппозиция даже на это не решилась", - говорит он.
Как информационно-аналитический центр при Администрации президента, так и НИСЭПИ в результате опроса людей выяснили, что народ не намерен даже «в исключительных обстоятельствах» выходить на акции протеста.
По мнению Карбалевича, сейчас идет такой процесс как негативная адаптация. То есть, люди сразу негодуют по поводу ухудшения жизни, а потом привыкают к плохому и начинают реагировать спокойнее на события.
Как сообщала ранее БДГ, по информации СМИ-ресурсов, белорусы ждут очередного повышения цен и нового витка инфляции. Карбалевич же считает, что самая острая фаза кризиса уже прошла.