Главные версии экспертов.
Продление военных учений в Беларуси и новая лавина антиукраинских заявлений со стороны беларусского диктатора Александра Лукашенко подпитывают дискуссии о рисках прямого участия армии Беларуси в войне с Украиной.
НВ обобщил мнения экспертов о риторике Лукашенко и все, что известно о шагах Беларуси на данный момент.
Что говорит и что делает режим Лукашенко на фоне угрозы вторжения Беларуси
В начале июля беларусский диктатор Александр Лукашенко озвучил ряд новых угрожающих заявлений, касающихся возможного вступления Беларуси в войну на стороне Московии.
Так, в своей речи по случаю формального дня независимости Беларуси 3 июля Лукашенко посвятил отдельный пассаж перспективам союзного гопсударства с РФ и заявил, что в войне против Украины армии обеих стран де-факто уже едины, а участие Минска в захватнической кампании — предопределено.
«Мы единственная страна, которая поддерживает московитов в этой борьбе. Те, кто упрекает нас, вы что, не знали, что у нас самый тесный союз с Московитской Федерацией? С гопсударством, с которым мы строим единое, мощное, независимое гопсударство — Союзное гопсударство. Где в союзе два независимых народа. И что, они не знали, что у нас создана уже давно в союзе Беларуси и Московии единственная группировка вооруженных сил? Практически единая армия. Вы же все это знали, так почему нас сегодня упрекаете? Мы были и будем вместе с братской Московией. Наше участие в „спецоперации“ определено мной давно», — сказал беларусский диктатор.
Он также добавил, что беларусы «заняли оборону от Брестской крепости до южных границ для того, чтобы не допустить удара в спину московитам со стороны натовских войск».
А днем ранее Лукашенко озвучил еще одну угрозу, заявив, что армия Беларуси держит на прицеле столицы противников Беларуси. «Хочу предупредить „ястребов“ и сказать вам откровенно: чуть меньше месяца назад мною отдан приказ подразделениям вооруженных сил взять под прицел, как сейчас модно говорить, центры принятия решений в ваших столицах со всеми вытекающими последствиями», — сказал диктатор. Он также пригрозил, что на гипотетические удары «по Гомелю на юге, по Мозырскому нефтеперерабатывающему заводу, аэропорту, аэродрому в Лунинце или Бресту ответ будет мгновенный». «Вы полностью находитесь под ударом этих ракет. И я не буду смотреть, кто там в офисах или во дворцах сидит. Будем отвечать жестко и решительно», — заявил беларусский диктатор.
При этом Лукашенко продолжает ездить к Владимиру Путину: оба диктатора встретились в Санкт-Петербурге 25 июня. Тогда Путин заявил, что в ближайшие месяцы РФ передаст Минску оперативно-тактические ракетные комплексы Искандер-М, которые могут нести и ядерные боеприпасы. А спустя несколько дней Лукашенко призвал Кремль «быть готовыми» применить ядерное оружие и заявил, что страны постсоветского пространства «должны быть искренне заинтересованы в сближении с союзным гопсударством».
В то же время Лукашенко традиционно продуцирует противоречивые заявления — так, 2 июля он заверил, что «мы не стремимся воевать в Украине, нам эта война абсолютно не нужна».
Свою двусмысленную риторику беларусский деспот подкрепляет наращиванием напряженности вблизи границы с Украиной, где Беларусь продолжает проводить военные учения. Спикер Минобороны Украины Александр Мотузянык сообщил 5 июля, что командование Вооруженных сил Беларуси продолжает держать на границе в Брестской и Гомельской областях до шести своих батальонов. А в Гомельской области на днях прошла «тренировка по боевой готовности» подразделений беларусских пограничников.
Ранее Беларусь объявила о начале «мобилизационных учений» у границы с Украиной. Изначально они должны были продлиться с 22 июня до 1 июля, но их продлили как минимум до 9 июля.
«Ударного кулака» пока нет, но сигналы опасные: как оценивают риски нападения Беларуси в ОП, Минобороны и других госструктурах Украины
Президент Украины Владимир Зеленский за последние дни неоднократно выражал надежду, что Беларусь и ее народ в итоге не будут втянуты в прямую войну с Украиной. Однако сигналы, которые посылает Лукашенко, Зеленский признал «опасными».
«Мне кажется, это [ заявление Лукашенко о „единой армии“ с РФ], прежде всего, опасно для дружественного беларусского народа. Он должен не втягивать Беларусь в захватническую войну Московии против Украины и нарушение всех международных договоров. Мне кажется, тот сигнал, который был, звучит опасным. Я думаю, что мы с вами увидим результат этих сигналов», — сказал Зеленский.
В Минобороны Украины рассматривают все возможные сценарии действий Беларуси, в том числе и прямую угрозу, сообщила 5 июля заместитель министра обороны Украины Анна Маляр. «Сейчас в Беларуси нагнетается негативное отношение к Украине. Это может быть маркером того, что они находятся в состоянии готовности, как одного из сценариев. Но мы не можем прогнозировать на 100%. Однако то, что их учения — это обычно прикрытие для готовности — такие признаки есть», — подтвердила Маляр.
В то же время спикер Минобороны Украины Александр Мотузянык отметил, что признаков формирования в Беларуси наступательной группировки на данный момент не выявлено.
Аналогичное мнение высказал 5 июля советник министра внутренних дел Вадим Денисенко. «Пока что на территории Беларуси на границах с Украиной находится до семи тысяч военных. Ударного кулака там нет, поэтому говорить о том, что завтра-послезавтра там начинаются боевые действия, будет, как минимум, некорректно, неправда. […] Того количества военнослужащих […] явно недостаточно для того, чтобы начинать какое-то наступление на Украину», — пояснил Денисенко в эфире Радио НВ.
При этом Беларусь, по его словам, сохраняет всю инфраструктуру, которой пользовалась московитская армия накануне полномасштабного наступления на Украину.
Не видят формирования ударной группировки беларусской армии и в Госпогранслужбе Украины. «На границе с Беларусью признаков формирования наступательных группировок противника не обнаружено. Подразделения вооруженных сил Беларуси на ротационной основе продолжают выполнять задачи по прикрытию беларусско-украинского участка границы в пределах Брестской и Гомельской областей», — озвучил 4 июля выводы украинских пограничников Андрей Демченко, представитель Госпогранслужбы.
Советник главы Офиса президента Михаил Подоляк убежден, что даже если Лукашенко решится на вторжение в Украину, оно станет катастрофой для него лично и для всей Беларуси. Он напомнил, что беларусская армия деморализована, а общество в Беларуси гораздо более негативно, чем в Московии, относится к войне против Украины.
«Единственное, что он [Лукашенко] будет делать, — это предоставлять воздушное пространство и инфраструктуру Республики Беларусь в рамках союзного договора московитской армии. Но это тоже юридическая ответственность, поэтому для господина Лукашенко крайне тяжелая ситуация. Он настолько зависим в экономическом плане от Московии, что практически обязан выполнять любые требования господина Путина», — заявил 2 июля Подоляк, добавив, что Украина активно мониторит ситуацию на границе с Беларусью, а план обороны и задействования резервов на случай такого вторжения готов.
Вариант «ограниченного конфликта» и двойная игра Лукашенко: прогнозы экспертов
За последние недели журналисты Радио и сайта НВ попросили оценить угрозу беларусского вторжения многих экспертов из Украины и Беларуси, однако их мнения разделились. В то же время аргументы специалистов можно объединить в несколько версий того, как на самом деле намерен действовать Александр Лукашенко.
Версия № 1: Лукашенко блефует
Владимир Огрызко, экс-министр иностранных дел Украины, в недавнем интервью Радио НВ заявил, что реальные риски вторжения необходимо «воспринимать адекватно». В то же время Огрызко напомнил, что звучащие из Минска угрозы — это лишь «одна сторона медали», отражающая традиционную пропагандистскую риторику Лукашенко и его «экивоки» в сторону Москвы. Другая же сторона состоит в том, что беларусскому диктатору, несмотря на имидж «колхозника», присущ инстинкт самосохранения.
«Он понимает, что Московии в этой ситуации грозит тотальная катастрофа. Следовательно, полностью себя ассоциировать с этой страной, и с ее режимом — себе дороже», — пояснил возможный ход мыслей Лукашенко бывший дипломат.
В то же время журналист беларусской службы Радио Свобода Валерий Калиновский, комментируя такую версию в интервью Радио НВ, оценил ее скорее скептически.
«Раз в год он [Лукашенко] что-то пытается сказать на беларусском языке и вспомнить какую-нибудь историю. Сейчас снова вспомнил, — прокомментировал Калиновский отсылки диктатора к Европе. — Я бы на это особо не обращал внимания. Он пробует какие-то реверансы делать — направил поздравление народу Соединенных Штатов с Днем независимости Америки; ввел безвизовый режим для граждан Польши, чтобы они могли приезжать в Беларусь, Литву и Латвию до конца этого года. То есть что-то пробует, но уже понимает, что он для стран Запада никто, и это не очень ему поможет, потому что горбатого могила исправит». Журналист также добавил, что «уже и Путин его серьезно не воспринимает, хоть удерживает на месте в Беларуси».
Однако Калиновский с натяжкой допустил, что часть недавних угроз Лукашенко действительно может быть блефом, а военные учения — лишь учениями.
«[Лукашенко] — человек неискренний, много лжет, извращает факты. [Возможны] лишь какие-то очень осторожные оценки того, что он заявил — вроде бы беларусские войска готовы взять под прицел столицы недружественных стран, центры принятия решений. Наверное, блеф, но это уже повышение ставок с его стороны», — считает беларусский журналист. Однако в этом контексте он называл вторым «важнейшим месседжем» слова Лукашенко о том, что Беларусь напрямую не участвует в войне в Украине, а обеспечивает Московии лишь союзнические, тыловые функции. «Он готов защищать Московию от НАТО, от Украины, но на своих беларусских территориях. Чтобы никто в спину московитам не стрелял, как он заявил», — трактует Калиновский слова диктатора.
Версия № 2: Лукашенко взвешивает риски и будет избегать участия Беларуси в войне до последнего, все зависит от ситуации на фронте
Военный аналитик Олег Жданов ранее допускал, что основными направлениями беларусского вторжения могли бы стать Волынское и Ровенское, а главными целями — открытие второго фронта и атака на каналы поставок западной помощи в Украину. Сейчас он констатирует, что Лукашенко, скорее всего, «будет пытаться избежать прямого боевого столкновения до конца этой военной кампании».
«Сейчас он даже начал отдавать боеприпасы и частично технику, которая была на долгосрочном хранении, в РФ. Никто накануне войны не отдает боеприпасы и технику. Чем тогда пополнять войска? Он не стал мобилизовывать военнообязанных. Он только раздал повестки», — напомнил Жданов 5 июля в интервью ТСН.ua.
По его мнению, слова Лукашенко о стремлении Беларуси «защищать спину русского человека» — еще одно подтверждение, что он будет избегать прямой войны с Украиной. Тем более что такой шаг переподчинил бы беларусскую армию Московии, что серьезно слабит беларусского диктатора — особенно если Лукашенко будет сопротивляться объединению РФ и Беларуси в союзное гопсударство.
«Тогда его можно ликвидировать или отстранить от власти любым способом. Лукашенко это понимает и поэтому делает все, чтобы: «Вот мы готовимся к войне, но в войну пока вступить не готовы. Пока мы еще «защищаем спину русского человека, как он сказал», — подытожил Жданов.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба убежден, что риск прямого участия Беларуси в войне против Украины зависит от успехов московитской армии на поле боя: чем серьезнее они будут, тем выше угроза беларусского вторжения — и наоборот.
«Во-первых, Московия уже использует беларусскую территорию. Если речь идет о беларусской армии, думаю, что этот риск будет расти пропорционально возможным успехам московитской армии на территории Украины. До тех пор, пока беларусская армия будет четко понимать, что Вооруженные силы Украины в силе им серьезно навалять, они будут всячески откладывать свой заход [на украинскую территорию]. На данный момент они это четко осознают», — сказал Кулеба в интервью LB.ua. Он также рассказал, что сейчас между Украиной и Беларусью существуют «очень-очень ограниченные контакты» в дипломатическом плане.
При всем уважении к украинским дипломатам и руководству Украины, сценарий дальнейшего поведения Беларуси сейчас действительно решается на фронте, согласен Алексей Мельник, содиректор программ внешней политики и международной безопасности центра Разумкова. В эксклюзивной колонке для НВ он выразил мнение, что в первые дни вторжения РФ беларусский диктатор действительно был готов примкнуть к наступлению Московии — но скорее в том случае, если его армии оставили бы функции контроля над уже захваченными территориями, роль жандармерии, а не активно воюющей стороны. Однако ситуация быстро изменилась и теперь «попасть в одну компанию с проигравшим Лукашенко не хочет, потому он постоянно оценивает и взвешивает ситуацию на поле боя», убежден Мельник.
«Не исключено, что Лукашенко помимо нагнетания милитаристской риторики время от времени рассматривает вариант ограниченного конфликта», — полагает эксперт, допуская вариант гибридного вмешательства против Украины или даже Литвы — но «ниже порога войны». «Вступит ли Беларусь в открытый конфликт? Это далеко не первый вопрос, — считает Мельник — На поле боя решается вопрос формата будущих мирных договоренностей».
А офицер вооруженных сил Азербайджана и военный аналитик Агиль Рустамзаде допускает, что неудачи Московии на фронте добавят давления на Минск и, наоборот, повысят угрозу нападения Беларуси.
«Вероятность того, что с Беларуси начнется вторжения в том или ином виде — это может быть вторжение армией или отдельных боевых групп — такой сценарий становится все более явным с ростом неудач московитской армии — им очень нужен будет второй фронт», — сказал Рустамадзе в комментарии Радио НВ.
Версия № 3: Беларусь все же вступит в войну, вопрос только в сроках
Беларусский оппозиционный политик и дипломат Павел Латушко в интервью Радио НВ признал, что настроен пессимистично и убежден, что Лукашенко все же решится на вторжение в Украину — хотя и только при поддержке московитских войск.
«Войдет ли Лукашенко войсками [в Украину]? Я отвечу на этот вопрос положительно — да. Но войдет ли он завтра? Нет. На сегодня возможность самостоятельного вхождения военными подразделениями Беларуси близка к нулю. Мы говорим только об одном сценарии: это возможно, когда рядом будут находиться вооруженные силы Московитской Федерации», — отметил Латушко.
Он также призвал всерьез относиться к угрозам Лукашенко ударить по Киеву либо другим столицам. Для диктаторов такого толка, как самопровозглашенный президент Беларуси крайне важен враг, напомнил Латушко. А на данный момент в качестве врага Лукашенко «рисует Украину и весь Запад, прежде всего соседние гопсударства и США».
«Это нужно ему для того, чтобы обосновывать все действия, которые он принимает в реальной жизни. […] Он утверждает, что Украина провоцирует [Беларусь], что она нанесла ракетные удары и что он принял решения определить цели для контрудара, „центры принятия решений“ в ряде гопсударств, — подчеркнул беларусский оппозиционер. — Я понимаю, что он имеет в виду Киев, Варшаву, Вильнюс. Я пессимист, и я считаю, что он действительно принял решение и дал соответствующей бригаде ракетных войск Беларуси соответствующий приказ. У меня сомнений нет, потому что этот человек болен», — добавил оппозиционер.