Известный американский финансист рассуждает о взаимоотношениях Европы и России.
Текст статьи Джорджа Сороса публикует российская газета «Ведомости».
Как Европе реагировать на укрепление недружественной России на своих восточных рубежах? Разные страны реагируют по-разному, руководствуясь своим историческим опытом и экономическими интересами. Сейчас для ЕС, как никогда, важно проводить единую политику, согласовывая различные национальные интересы и позиции.
Европа не может позволить себе игнорировать геополитическую агрессию России. Чтобы иметь шансы на успех, ей необходимо действовать сообща. Однако общая европейская политика не должна основываться исключительно на геополитике, в таком случае национальные интересы могут оказаться сильнее общего. Россия сможет применить, как она делает и сейчас, принцип «разделяй и властвуй».
Сила России в ее геополитической позиции. Преимущества Европы — в ее ценностях и принципах открытого, демократичного, мирного, процветающего и законопослушного общества. Эти ценности являются крайне привлекательными для населения бывшего СССР — как для лидеров, так и для обычных людей, несмотря на то что в прошлом Запад не подкреплял эти принципы поступками. В результате восхищение европейскими ценностями и стремление к ним смешивается с чувством разочарования и обиды, а путинскому режиму удалось добиться восторженной поддержки населения с помощью нападок на Запад и благодаря очкам, набранным в геополитической игре. Тем не менее Россия остается чувствительной к европейскому шарму. Россия всегда стремилась быть частью Европы, и руководство страны осознает, что за возвращение к изоляции советского типа придется заплатить изрядную цену.
За сильной геополитической позицией России по отношению к Европе скрываются ее серьезные слабости в других областях. Авторитарная политическая система душит частный бизнес и инновации. Отсутствует власть закона, на вымогательство и сбор ренты тратится куда больше сил, чем на производство. В результате экономический прогресс отставал от скорости накопления нефтяных доходов. Этот недостаток стал особенно очевиден, когда цены на нефть начали падать.
Еще одна слабость кроется в демографии. России принадлежит обширнейшая территория, на которой проживает всего 140 млн человек. Все большую часть населения составляют мусульманские меньшинства, уровень рождаемости у которых выше, чем у этнических русских. При этом население страны в целом каждые 10 лет будет, как ожидается, уменьшаться на 10 млн.
Богатая ресурсами, но малонаселенная Сибирь граничит с бедным ресурсами, но перенаселенным Китаем, мощь которого постоянно растет. Если центральноазиатские республики окажутся отрезанными от Запада, они с большой долей вероятности переориентируются на Китай, чтобы не стать полностью зависимыми от России.
В долгосрочной перспективе нападки Путина на Запад могут обернуться против него — точно так же, как против Саакашвили обернулись его нападки на Россию. Но в краткосрочной перспективе существует реальная опасность, что старую мечту стать частью Европы Россия попытается воплотить, претендуя на роль доминирующей державы.
В такой ситуации Европе необходимо проводить двойную стратегию. С одной стороны, она должна защититься от геополитической угрозы со стороны России, снова ставшей агрессивной и активной. С другой — она должна стремиться к тому, чтобы власть закона вытеснила право сильного, а стремление к демократии, открытому обществу и международному сотрудничеству возобладало над геополитикой.
Не приняв этой двойной стратегии, ЕС никак не сможет выработать единую политику. Исключительно геополитическая игра рождает слишком много иждивенцев и перебежчиков. Но при двойственном подходе каждое государство сможет найти свое место.
Главный способ нейтрализовать геополитическое преимущество России — договориться о единой энергетической политике, в том числе об учреждении общеевропейского регулятора, имеющего приоритет над национальными регуляторами, и о создании общеевропейской распределительной сети. Это лишит Россию возможности стравливать страны между собой: скидки, предоставленные одному национальному дистрибутору, немедленно станут доступными потребителям других стран.
Энергетические компании начинают осознавать это и меньше противятся идее единой энергетической политики Европы. Такая политика, кстати, послужит еще одной общей цели, а именно поможет взять под контроль изменения климата.
Если говорить о второй части стратегии, то власть закона, международное сотрудничество и принципы открытого общества необходимо продвигать не прямолинейными способами, а с помощью реформы международной финансовой системы и обращая особое внимание на страны, соседствующие с Россией. На Украине, находящейся сейчас в крайне опасной ситуации, многое может изменить финансирование общественных работ, которые создадут рабочие места на востоке страны, страдающем от упадка металлургии.
Также необходимо помочь Грузии оправиться от последствий российского вторжения. Но размер помощи должен зависеть от готовности режима Саакашвили соблюдать принципы открытого общества. России невозможно помочь напрямую из-за ее чрезмерной зависимости от произвола государственной власти. Но когда Россия увидит, как развивается международное сотрудничество, особенно с Китаем, она не захочет остаться на обочине.
Укрепление и поддержка бывших республик СССР послужит обеим ветвям единой стратегии ЕС в отношении России. Позволить России сделать эти страны своими сателлитами только благодаря превосходству в военной силе — значит войти в противоречие с ценностями открытого общества. Кроме того, геополитический интерес Европы в том, чтобы поддержать в этих странах как источниках энергоресурсов готовность к сотрудничеству.
Автор — председатель совета директоров Soros Fund Management. Печатается с разрешения Project Syndicate.