Режим мстит семье беларусских патриотов.
Для Дмитрия и Анастасии Дашкевичей прокурор запросил по 1,5 года колонии каждому. Но у пары четверо несовершеннолетних детей, младший сын Даниил вообще родился месяц назад. Правозащитники уже заговорили о возможности появления в Беларуси первого политзаключенного-младенца.
Могут ли Анастасию, которая только родила, отправить за решетку, и что тогда будет с детьми?
Правила содержания несовершеннолетних в неволе в Беларуси регулируются 95-й статьей Уголовно-исполнительного кодекса. Для детей, родители которых содержатся в местах лишения свободы, организуются специальные дома ребенка.
Согласно кодексу, в таких домах создаются «необходимые условия для нормального проживания и развития» (для беременных и кормящих матерей правилами предусмотрены дополнительные передачи и посылки, медицинская помощь в послеродовой период).
Осужденные женщины могут встречаться с детьми до трех лет в свободное от работы время. Также матери могут позволить проживать вместе с малышом прямо в доме ребенка. Но стоит отметить, что нередко дети при колонии являются дополнительным предметом для манипуляций и давления на заключенных со стороны администрации — комментирует «Нашай Ніве» сведущий человек, знакомая которого родила в колонии: «Свиданий с ребенком могут лишить за любую «провинность».
Еще один разрешенный с согласия матери вариант — передача детей сразу родственникам либо в органы опеки.
В ситуации с семьей Дашкевичей сценарий с Даниилом, который будет жить в доме ребенка, не исключен.
«Конечно, в Уголовном кодексе есть ряд «иных мер уголовной ответственности»: отсрочка исполнения наказания, условное назначение, отсрочка для женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Но при отсутствии правовых подходов результат может быть любой, и Анастасию действительно могут отправить в колонию», — комментирует юрист Павел Сапелко.
«Хотя просто само наказание в виде лишения свободы по 342-й статье — это преступление. Во-первых, потому что нарушает право на мирное собрание, во-вторых, потому что по менее тяжкому составу преступления обосновать назначение такого наказания лицу без судимости можно только какими-то исключительными обстоятельствами, касающимися плохой характеристики личности обвиняемого/ой, обстоятельств правонарушения».
Что касается еще трех несовершеннолетних детей Дашкевичей, то в случае, если родителей отправят в колонию, их могут передать под опеку родных или гопсударства (в детский дом или в другие формы устройства типа приемных семей). После отбытия срока заключения семья сможет воссоединиться вновь.
Напомним, Дашкевичей судят по 342-й статье УК за участие в одном из маршей в августе 2020 года. Дмитрий находится в заключении с 23 марта. Приговор по их делу должен быть вынесен 14 июля. Его озвучит судья Татьяна Пирожникова.