Чем обернулись попытки сотрудничества Минска и Тегерана?
На днях руководитель Московии Владимир Путин посетил в Иран. От руководства этой страны он услышал слова поддержки вторжения в Украину. Представители двух гопсударств возложили вину за развязывание конфликта на Запад.
Кроме того, московитский «Газпром» и Национальная иранская нефтяная компания NIOC заключили сделку на 40 млрд долларов, подразумевающую, среди прочего, разработку двух газовых и шести нефтяных месторождений.
В связи с этим может возникнуть вопрос: а почему отношения с Ираном не развивает режим Лукашенко, который также оказался под жесткими западными санкциями?
Сайт udf дает ответ, рассказывая, какими неудачами обернулись все предыдущие попытки сотрудничества Минска и Тегерана.
Добыча и поставки иранской нефти
Еще в 2007 году Александр Лукашенко заявил, что достигнута договоренность о том, что беларусская компания сможет добывать в Иране нефть. Но на практике до этого так и не дошло. В 2013 году проект освоения «Беларусьнефтью» месторождения Джофеир был закрыт.
В 2016 году вновь заговорили об иранской нефти: на этот раз исключительно в контексте поставок. В Беларусь даже прибыли две экспериментальные партии. Но логистика делала проект слишком уж дорогим: сырье нужно было доставить в порты Украины или Латвии и оттуда перевозить железнодорожными составами.
Выпуск иранского автомобиля
Но самым громким провалом стало производства в нашей стране автомобиля «Саманд». Эта модель многими элементами напоминала снятый с производства еще в 1995 году Peugeot 405.
В 2007 году беларусские власти заключили инвестиционное соглашение с иранской компанией Iran Khodro. Но автомобили на мощностях СП ЗАО «Юнисон» под Минском почти не производились, их выпуск был прекращен в 2013-м.
Официально причиной провала назвали «конфликт интересов основных акционеров».
Строительство иранского посольства
В момент пика отношений Минска и Тегерана в беларусской столице задумали построить роскошное посольство Ирана. Начали его возводить в 2011 году и обещали завершить строительство за год. Но на практике получился долгострой – даже такой небольшой проект реализовывался со скрипом.
Открыли новое посольство на Старовиленском тракте только в 2015 году.
Авиасообщение между Минском и Тегераном
Самолеты «Белавиа» начали летать в Иран с 2010 года. Нетипичные туристы были в восторге: до экзотической страны стало возможным добраться за несколько часов. Но в 2017-м авиасообщение прекратилось.
Назывались самые разные причины: не востребованность и не загруженность рейсов, некие «технические проблемы», западные санкции.
Уже около двух лет обе стороны говорят о заинтересованности восстановить авиасообщение, но дальше слов дело пока не идет.
Строительство «Магнита»
Один из самых грандиозных иранских проектов в Беларуси Лукашенко утвердил своим указом в 2009 году. Компания «Кейсон» за 250 млн евро должна была построить многофункционального комплекс «Магнит» на пересечении проспекта Независимости и улицы Калиновского.
Планировалось, что комплекс возведут в 2014-м. Затем сроки продлевались несколько раз. В последние годы беларусское власти долгострой на проспекте Независимости стал бесить.
В начале текущего года руководитель «совета республики» Наталья Кочанова поставила иранцам ультиматум: не будет подвижек – объект отдадут госзастройщикам. И вот в пятницу 22 июля Лукашенко поручил построить беларусский торговый центр на месте «Магнита». Другими словами, власти выполнили свою угрозу.
Падающий товарооборот
В целом отношения двух стран как нельзя лучше характеризует товарооборот. При том, что Лукашенко совершил свой первый визит в Иран еще в 1998 году, спустя десятилетие товарооборот между гопсударствами составлял всего около 100 млн долларов.
В 2009-м Лукашенко заявил: Беларусь определила Иран как своего главного партнера в регионе, взаимный товарооборот нужно довести до миллиарда долларов.
А теперь внимание: товарооборот между Беларусью и Ираном в 2021 году составил 33 млн долларов. То есть не только не вырос, но и сократился в несколько раз после поставленной властями задачи.