"Права антимонопольного органа будут расширены в том плане, что мы будем иметь право оперативного контроля и вмешательства в изучение рынков. В России, к примеру, законодательство о торговле предусматривает, что в случае роста цен на 30% в течение месяца антимонопольный орган может вмешаться в эту ситуацию и имеет даже право заморозить цены на определенный срок. Такое, возможно, будет и у нас", - сообщил в беседе с корреспондентом БелаПАН исполняющий обязанности начальника управления антимонопольной и ценовой политики Мингорисполкома Николай Крыжевич.
По словам Николая Крыжевича, перегибы в сфере ценообразования сегодня имеют место.
"Отменены торговые надбавки в оптовой торговле, и иногда видно, что люди хотят заработать сверхприбыли. Поэтому, когда появится законодательная возможность, оперативно будем вмешиваться в ситуацию и принимать решения", - говорит Николай Крыжевич.
Власти намерены следить за ситуацией в сфере ценообразования, особенно за теми случаями, когда наблюдается резкий рост цен.
"Цены будут регулироваться в том плане, что там, где произошел резкий их скачок, можно будет оперативно вмешаться, разобраться… Если выросла стоимость электроэнергии, топлива, и этим вызван рост цен, то это одна ситуация. А кто цены поднял, чтобы сверхприбыль получить - их будем ставить на место", - подчеркнул Николай Крыжевич.
В предпринимательских союзах считают, что ситуацию за ценами контролировать нужно, но просят не перебарщивать в этом направлении.
"С одной стороны, монополисты порой очень нехорошо поступают - этому продают по три, другому - по пять, одному - с отсрочкой платежа, другому - только по предоплате. Поэтому без антимонопольного регулирования нам не обойтись, но главное, чтобы такое регулирование было направлено во благо, а не привело к тому, что торговля будет крайней по надуманным предлогам", - говорит сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.
По его словам, большинство предприятий Минпрома устанавливают высокие торговые надбавки, "но об этом почему-то никто не говорит".
"Например, щучинский завод электрокабелей самостоятельно не продает свою продукцию, а реализует ее через дилера, который 250% наценки имеет", - констатирует Виктор Маргелов.
Он признает, что в торговле также встречаются случаи, когда устанавливаются завышенные цены. "Прежде всего, это было связано с импортным товаром. Когда импортеры видели, что рыночный курс доллара далеко ушел, а новые партии товара не поступали, они подняли цены", - констатирует Виктор Маргелов.
Сближая белорусское антимонопольное законодательство с российским, считает Маргелов, следует помнить о разных условиях, в которых находятся валютные рынки двух стран.
"В России уже около 10 лет курс российского рубля достаточно стабилен. Поэтому, прежде всего, следует привязывать рост цен к стабильности национальной валюты. Вот когда рост цен происходит не по этой причине - нужно выяснить, почему цены поднимаются", - резюмировал Виктор Маргелов.