Акция молчаливого протеста, проведенная 27 июля в новом формате, оказалась самой малочисленной и незаметной. Инициаторы говорят, что спад активности участников молчаливых акций, которые проходят каждую среду, означает, что протесты трансформируются в другие формы.
Изменились время (13.00 вместо обычных 19.00) и место (крупнейшие рынки городов вместо центральных площадей) акций молчаливого протеста.
"Рынки — психологически более безопасное место. На рынке опасно устраивать "хапун" — очень много случайных людей, а значит свидетелей беспредела", — отмечалось в сообщении, распространенном накануне акции группой "Революция через социальные сети".
Потенциальным участникам акций предлагалось собраться возле неработающих павильонов и просто постоять полчаса, не аплодируя "в целях безопасности".
В Минске местом проведения акции был обозначен Комаровский рынок. В 13.00 там, как и в обычнее дни, было много людей — покупателей и отдыхающих на площади перед рынком, возле фонтана.
Территорию возле рынка усиленно патрулировала милиция, было много людей в штатском. Рядом стояли три автобуса также с людьми в штатском. Вдоль улиц Кульман и Куйбышева примерно через каждые 10 метров были расставлены сотрудники ГАИ. Велось видеонаблюдение.
Какое-то время на рынке присутствовал заместитель начальника ГУВД Мингорисполкома Игорь Евсеев.
Участники акции никак себя не обозначили. Между тем, как рассказал БелаПАН один из постоянных участников протестных акций, сегодня к рынку пришло достаточно много людей, которые регулярно ходят на акции.
Эти люди, уже знающие друг друга в лицо, сидели на скамейках, прогуливались возле рынка, но старались не общаться друг с другом и с журналистами, чтобы не обозначать себя во избежание задержаний. Для них было важно собраться вместе на очередную акцию.
Примерно так же прошли и акции в других городах.
В Бресте возле входа на Колхозный рынок к 13.00 собралось примерно 20 человек. Они стояли небольшими группами, ходили, разговаривали и разошлись в 13.30. За происходящим наблюдали сотрудники милиции в форме и люди в штатском. Последних было несколько десятков. Велась видеосъемка.
В Гомеле у Центрального рынка какого-либо скопления людей не наблюдалось. Если участники акции и присутствовали, то никак себя не обозначили.
Было довольно много сотрудников милиции в форме. Внимание привлек молодой человек в майке с надписью "ШОС", который прошел мимо собравшихся, но задержан не был.
Пять человек собрались возле Виленского рынка в Могилеве. У входа на рынок стояли сотрудники правоохранительных органов в штатском. Торгующие на рынке имели достаточно смутное представление об акции, но, как сказал один из них, "здесь сегодня намечен какой-то бунт".
Рядом с рынком дежурили сотрудники ГАИ, люди в штатском, присутствовал заместитель начальника милиции общественной безопасности УВД Могилевского облисполкома Николай Алёнушкин. В 13.35 собравшиеся разошлись.
Организаторы акции комментариев пока не дают.
На прошлой неделе один из инициаторов интернет-сообщества "Революция через социальные сети" Вячеслав Дианов говорит, что спад активности участников молчаливых акций, которые проходят каждую среду, означает, что протесты трансформируются в другие формы. По его мнению, люди готовы действовать активно, "они никуда не уходят из интернета и готовы к дальнейшим протестам".
Дианов подчеркнул: "Революция через социальные сети" — это не просто молчаливая акция, которая проходит по средам, это целый комплекс протестных действий, которые идут постоянно и которые следует рассматривать как единое целое.
"Достигает ли наша акция результатов, вы можете видеть по международной реакции, по реакции органов: генералов лишают званий; идут проверки; мировое сообщество заявляет, что в Беларуси нарушаются права человека; принимаются санкции в отношении Беларуси, в том числе экономические", — сказал Дианов.
С учетом этого, отметил он, отдельные акции, их удачи или неудачи не имеют значения. "Да, людей приходит меньше, но сейчас будут формироваться новые виды протестов, в том числе локальные. Это борьба, и она продолжается независимо ни от чего", — подчеркнул Дианов.