Дальше будет «веселее».
По данным Белстата, во втором квартале этого года 41,2% потребительских расходов беларусских семей составляли расходы на еду — это 504,8 рублей в месяц. В предыдущем квартале этот показатель был немного меньше и составлял 39,8% или 465 рублей в месяц. «Салідарнасць» спросила у экономиста Льва Марголина, является ли такая тенденция для беларусов тревожной.
— Тенденция, безусловно, тревожная. Когда на продукты питания тратится более 50% дохода — это считается уровнем бедности. Мы же находимся на грани этого, — сказал экономист.
Главной причиной роста расходов на продукты питания, по мнению эксперта, является инфляция. Однако, есть и другие.
— Цены растут очень быстро. И прежде всего они растут на продукты питания. Причины роста цен на поверхности: с одной стороны — санкции, с другой — отъезд большого количества специалистов.
Уезжают лучшие: айтишники, медики, учителя, рабочие. Каждый понимает: даже если ты электрик, сантехник или газоэлектросварщик — за рубежом ты будешь зарабатывать гораздо больше. И если несколько лет назад соседние страны не очень приветливо относились к рабочей эмиграции из Беларуси, то сейчас она приветствуется.
Еще одной сопутствующей причиной, по мнению Марголина, является практически отсутствие иностранных инвестиций.
— Иностранные инвестиции — это новые технологии, новая продукция, готовые рынки сбыта. У нас этого нет, потому что инвесторы банально боятся заходить на наш рынок.
Экономист также считает, что Беларусь приближается к уровню бедной страны. По его словам, если ситуация будет развиваться также в дальнейшем, то и 50% расходов на еду станет не пределом.
Если посмотреть тенденции за первое полугодие, можно увидеть: инфляция разгоняется. Соответственно, можно делать прогноз, что доля доходов, которая идет на потребительские товары, прежде всего на продукты питания, будет расти.
– И я не вижу каких-то вариантов, чтобы что-то изменилось и произошел перелом в лучшую сторону. Сложно сказать, насколько быстро будет ухудшаться ситуация. Но то, что она будет ухудшаться — практически неизбежно.
На вопрос о том, почему власти не говорят о проблемах в экономике, а делают вид, что все нормально, Лев Марголин отвечает так:
— Если власть выходит к телеэкрану и говорит: «У нас все плохо, а будет еще хуже», то эта власть, по идее, должна тут же подать заявление об отставке. Если же она не хочет подавать такое заявление, она пытается найти в существующей ситуации какие-то положительные моменты. А поскольку жизнь и экономика многообразны, всегда будет, за что зацепиться.