Президент Чеченской республики намерен покупать белорусские тракторы, холодильники и привезти в Чечню белорусских строителей.
В интервью информационному агентству «Интерфакс-Запад» президент Рамзан Кадыров описал свой взгляд на двусторонние отношения между Беларусью и Чечней.
- В июне 2008 года делегация деловых кругов Беларуси посетила Грозный. Обсуждалась возможность покупки коммунальной и уборочной техники белорусского производства. Какая именно техника интересует Чечню, в каком объеме возможны закупки? Не рассматривается ли возможность создания сборочных производств белорусской техники?
- Первые контакты между Чеченской республикой и Беларусью начались еще в марте 2001года, когда был подписан протокол о намерениях между Администрацией Чеченской республики и Мингорисполкомом. В марте 2004 года был подписан договор с концерном «Белресурсы». Кроме того, были заключены прямые договоры на поставку продукции с Минским тракторным заводом, МАЗом, предприятиями «Амкодор» и «Атлант».
Мы уже закупили значительное количество самосвалов «МАЗ», экскаваторов и тракторов «Беларус», дорожной и строительной техники «Амкодор».
Думаю, что со временем мы придем и к соглашению о производстве техники в Чечне. Существующее автосборочное предприятие в Аргуне будет модифицировано, с той целью, чтобы диверсифицировать производство. Безработица - самая тяжелая проблема нашей республики, и для ее преодоления руководство будет развивать все сферы производства, промышленного в том числе.
- По итогам 11 месяцев 2008 года Чеченская Республика находится на 74 месте среди российских регионов по объемам белорусского экспорта. Динамика экспорта не стабильна. Если в 2006 году он составил 300 тысяч долларов, в 2007 году уже 3 млн. 300 тысяч долларов, а за 11 месяцев 2008 - менее 900 тысяч долларов. Какие виды товаров, по Вашему мнению, могли бы быть востребованы на рынке республики?
- Рост белорусского экспорта в 2007 году был обусловлен тем, что наша республика закупила в Беларуси значительное количество дорожной техники.
А что касается товаров, востребованных на нашем рынке, то я думаю, что закупка продукции МАЗа, Минского тракторного завода, дорожно-строительной техники будет продолжаться во все возрастающих объемах, учитывая экономический рост самой Чеченской республики. Кроме того, мы заинтересованы в закупке специального оборудования для возрождаемых промышленных производств, а также сельхозтехники.
- А что Чеченская Республика может предложить белорусскому потребителю и белорусским инвесторам?
- Экономика нашей республики пока только становится на ноги. Еще сложно говорить о больших объемах поставок нашей продукции. Но ВАЗовская классика, которую мы выпускаем на автосборочном предприятии в Аргуне, вполне могла бы поставляться и в Беларусь.
Я убежден, что через несколько лет картина кардинально изменится, и перечень продукции предлагаемой нашей республикой существенно расширится.
Инвестиционные предложения Чеченской Республики превышают 150 млрд. рублей. На наш рынок уже пришли инвесторы из российских регионов, Китая, Южной Кореи, стран Европы и Ближнего Востока, и я не вижу никаких причин, которые мешали бы сделать то же самое и потенциальным инвесторам из Беларуси. Мы открыты для сотрудничества со всеми.
- В программе восстановления ЧР предусмотрено строительство как промышленных предприятий, так и жилья. Не хотите ли привлечь белорусских строителей? Есть ли планы создания совместных строительных предприятий?
- Сегодня наша республика переживает строительный бум. У нас работают не только местные строительные компании, но и строительные фирмы из Москвы, Турции, стран ближнего Востока и т.д.
С белорусскими партнерами пока никаких договоренностей по этому вопросу мы не имеем, но почему бы и нет?
- Какой бизнес в Беларуси может интересовать чеченских бизнесменов?
- Трудно сказать. Наверное, те же формы бизнеса, которые интересуют и всех остальных - промышленность, сельское хозяйство, банковское дело, сфера услуг.
- В Бресте живет много выходцев из вашей республики. Почему этот город так популярен у Ваших соотечественников?
- Когда рухнул «железный занавес» все устремились за границу. В Бресте был самый крупный переход и таможенный терминал. У нас люди предприимчивые, кто-то наладил связи с иностранцами, кто-то открыл свой приграничный бизнес. А в период двух контртеррористических кампаний, чеченцы, находящиеся за пределами родной Чеченской Республики, по возможности пытались вывезти родных и близких к себе. Таким образом, чеченцев в Бресте стало еще больше.
Также хочу отметить толерантность белорусского общества и ответственность правоохранительных органов Беларуси. Я никогда не слышал об этнических чистках, ксенофобии или прочих притеснениях на национальной почве в Беларуси. В этом плане у белорусов есть чему поучиться.
- Правоохранительные органы Беларуси и России не раз проводили совместные операции по задержанию представителей бандформирований. Как Вы оцениваете эффективность совместной деятельности силовиков?
- Всякое противодействие терроризму и экстремизму заслуживает самой высокой оценки. Международный терроризм, беда не одной только Чеченской Республики или России. Сегодня он представляет угрозу для всего мира. Я считаю, что постоянное взаимодействие, обмен информацией, совместные операции по нейтрализации бандитов должны проводиться и в будущем.
Напомним, что в январе 2008 года Рамзан Кадыров озвучил идею о возможности открытия представительства Чеченской Республики в Минске.