Лондон выступал в роли европейского хаба для нашего нефтехимического комплекса.
Великобритания является одной из крупнейших экономик Европы, поэтому Брекзит стал таким сложным испытанием для многих стран ЕС-партнёров Соединенного Королевства. Однако важным внешнеэкономическим партером данная экономика является и для Беларуси. Ранее экспорт в Великобританию составлял до 9% всех поставок беларуских товаров на внешние рынки, пишет телеграм-канал «Нашы грошы».
Показатели внешней торговли товарами Республики Беларусь с Великобританией имеют ряд особенностей. Во-первых, это существенное превышение экспорта над импортом. Так, например, в 2018 году при экспорте товаров в Великобританию в $3,1 млрд, импорт составлял всего $314 млн, т.е. был практически в десять раз ниже.
Во-вторых, основной объем экспортируемых в Великобританию товаров из Беларуси составляли нефтепродукты. Поставки минеральных продуктов достигали 97% общего объема экспорта. Это не значит, что Великобритания потребляла значительные объемы беларуских нефтепродуктов. По сути, Лондон выступал в роли европейского хаба для нашего нефтехимического комплекса. Это, в свою очередь, объясняет, почему введение санкций со стороны Великобритании стало достаточно болезненным ударом по экспорту Республики Беларусь в целом, что отчетливо видно по падению показателей в 2020-2021 годах. Кроме того, о болезненности данных ограничительных мер косвенно свидетельствует тот факт, что данные по экспорту минеральных продуктов за 2021 год срыты из официальной статистики.
В интервью сайту Charter97 экономист Лев Марголин отмечал, что санкции ударили по самым важным статьям беларусского экспорта:
— Это и калийные удобрения, это и нефтянка, это и деревообработка, это и резина, металл и так далее. Так что проблема существует. Она будет только обостряться, потому что фактически в полную силу санкции заработали только недавно. До этого был так называемый переходный период, когда можно было исполнять действующие контракты.