Далеко не все декреты и указы белорусского правителя доводятся до ведома общества, вывешиваются на официальных сайтах и публикуются в государственных СМИ.
К примеру, так никто и не увидел указ о помиловании экс - кандидата в президенты и бывшего политзаключенного Александра Козулина. О том, какие еще из подписанных правителем государства документов не показываются простым гражданам и почему, сообщает «Еврорадио».
Заместитель председателя Национального центра законодательства и правовых исследований Людмила Парфёнова призналась, что ответить на этот, казалось бы, простой вопрос ей «довольно сложно». Чиновница утверждает, что существует огромное количество законов и декретов на счет того, что можно публиковать, а что - нет.
«Это не такой уже и простой вопрос. Я вам так сразу не скажу единую норму. Это и декрет 22 «О порядке опубликования» и закон «о нормативно-правовых актах». Есть и другое законодательство, которое касается порядка распространения информации ограниченного доступа. Например, государственные секреты. Это очень много! В целях защиты прав граждан, в целях обороны моральности населения. У нас есть очень много ограничений на распространение информации. А информация — это всё!» – заявила Людмила Парфёнова.
По словам юриста Гарри Погоняйло, и в самом деле существует ряд документов, которые либо являются секретными, либо их публикация не обязательна. Например, это касается организационно-кадровых документов со специальными отметками. Секретными же являются те, которые имеют значение для военной, национальной или экономической безопасности страны.
«Президент является главнокомандующим и обеспечивает координацию силовых структур. Непосредственно ему подчиняются начальник КГБ, министр внутренних дел, начальник пограничных войск и т. д. Указы, которые касаются организационного начальства, правового регулирования сферы этих силовых структур, если они не затрагивают прав и свобод граждан — они могут не публиковаться. И хотя все они находятся в Национальном реестре нормативно-правовых актов, но с указанием: «Не подлежит публикации». И он не доводится до ведома граждан, юридических лиц. Потому что на их деятельность эти акты не распространяются», - объясняет Гарри Погоняйло.
Однако то, что до ведома граждан не доводятся указы Лукашенко о помиловании, правозащитник считает превышением полномочий правителем страны.
«По тем делам, по которым выносится помилование, есть публичные приговоры. И тут, я думаю, Александр Лукашенко злоупотребляет своим положением, не публикуя эти указы. Видимо, он боится критики за эту переборчивость, если он решает: кого помиловать, а кого наказывать смертью», - отмечает Гарри Погоняйло.
От объяснений этого обстоятельства в комиссии по помилованию при Администрации Лукашенко отказываются.
«Этот вопрос не ко мне, а к Администрации президента», - заявил в ответ на обращение журналистов заместитель председателя комиссии Владимир Бойко.
В Украине, к примеру, тоже существует ряд подписанных правителем страны документов, которые являются секретными. Но в своем большинстве это касается решений, принятых Советом национальной безопасности. Как объяснила «Еврорадио» пресс-секретарь президента страны Виктора Ющенко Юлия Торговец, указы о помиловании же в Украине публикуются обязательно, так как только после опубликования официальный документ вступает в силу.
«Совет национальной безопасности рассматривает вопросы — это может быть энергетика или вопрос борьбы с коррупцией — и все решения Нацбеза являются секретными. Но как могут быть секретными указы о помиловании? У нас президентский указ вступает в силу после опубликования. Соответственно, все такие указы абсолютно открытые», - отметила Юлия Торговец.