Звучавшие на этой неделе заявление российского премьер-министра Владимира Путина по поводу объединения Беларуси с Россией и предложение польского министра иностранных дел Радослава Сикорского Александру Лукашенко уйти из власти, продемонстрировали: на Востоке и на Западе от официального Минска ждут действий. Нынешняя риторика белорусских властей соседей не устраивает. От официального руководства Беларуси ждут перемен, причем не только внутри страны, но и за ее пределами. Куда пойдет страна и что означают заявления российских и польских политиков, об этом «Ежедневник» попросил поделиться своим мнением философа, политолога и методолога Владимира Мацкевича:
-- Заявления Владимира Путина, сделанные на Селигере, носят, скорее, предвыборный характер, чем указывают на актуальные проблемы в российской политике. Эти заявления идеологического порядка, связанные с перспективными направлениями политики именно путинской администрации. И к ним стоит относиться именно в таком ключе, а не как к коренным изменениям в российско-белорусских отношениях. Другое дело, что для таких заявлений сейчас выбран благоприятный момент. Беларусь ослаблена кризисом и очень нуждается во внешней помощи. Россияне же, пользуясь моментом, намерены получить в собственность белорусские госпредприятия.
Что же касается Европы, то она заждалась хоть какой-то определенности от белорусского режима в своем выборе. Это тупое упорство и нежелание признавать реалии, нежелание признавать ошибки, сделанные 19 декабря и в последующие месяцы, нежелание хоть каким-то образом нормализовать внутриполитическую ситуацию и сделать хоть какие-то ясные, понятные меседжи для внешней политики, все это вынуждает так или иначе просто комментировать ситуацию. А комментарии с каждым месяцем затягивания будут приобретать именно такие формы. Это совершенно недопустимая ситуация в международной политике. Если терпеливые, толерантные белорусы могут терпеть происходящее внутри страны, то внешнеполитическая ситуация лишь ухудшается.
-- Как долго Беларусь может зависать в неопределенности, практически не имея политических единомышленников?
-- Поскольку Беларусь не имеет и врагов, то в таком подвешенном состоянии Беларусь может пребывать, наверное, долго. В конце концов, внешняя политика никогда не решает внутриполитических проблем. Внутренние проблемы должны решать сами белорусы. А внешнеполитическая ситуация может быть плохой, невнятной и длительное ее пребывание в таком состоянии, как на Кубе, создаст Беларуси соответствующий имидж непоколебимой страны. Но здесь все упирается во внутриполитическую ситуацию и неготовность как белорусской власти, так и оппозиции к радикальным изменениям.