Предприятия-экспортеры обязаны востребовать свои валютные долги и вернуть их в страну. Белорусские власти подготовили проект, согласно которому экспортеры будут облагаться штрафом за несоблюдение нормативных сроков возврата валютной выручки - 90 дней.
Сумма штрафа составит 2% от суммы валютной выручки в случае ее несвоевременного возврата.
Переход к единому курсу белорусского рубля и отказ от ограничений на валютном рынке возможен только в случае поступления в страну не менее 4 миллиардов долларов из недолговых источников и при условии возврата просроченной экспортной выручки.
Напомним, что в настоящее время сумма валютной выручки, по которой допущено превышение нормативных сроков возврата, превышает $2 млрд, в том числе $1,5 млрд - из России.
Как писала БДГ, дебиторская задолженность у многих предприятий "висит" на протяжении почти 10 лет. В частности, МТЗ имеет просроченную дебиторскую задолженность в размере 3,4 млн. долларов двух российских организаций, сложившуюся еще в 2002-2003 годах, а Жабинковский сахарный завод -дебиторскую задолженностью в 1,5 млн долларов.
Однако даже при полной ликвидации внешней просроченной дебиторской задолженности, условия для перехода на равновесный унифицированный обменный курс не будут созданы.
А ведь именно множественность курсов является основным препятствием для своевременного возврата валютной выручки в страну, а также возможность "прокручивания" этих средств на счетах финансовых структур за рубежом.
Вице-премьер правительства Беларуси Сергей Румас на заседании Совета министров отмечал, что субъекты хозяйствования стремятся отсрочить поступления экспортной выручки, чтобы избежать ее обязательной продажи по заниженному курсу. "Отсюда и вопросы по внешней дебиторской задолженности", - сказал он.
Также, он отметил, что появилось и новое явление: уход от расчетов в свободно конвертируемой валюте. "Уже сегодня видна динамика перехода на расчеты в валюте, не подлежащей обязательной продаже на бирже", - добавил он. Так, по его данным, удельный вес таких поступлений в общем объеме экспортной выручки за первое полугодие возрос с 1,5% до 6%.
Вице-премьер напомнил, что население несколько месяцев не имеет возможности свободно приобретать иностранную валюту, и вынуждено прибегать к услугам теневого сектора.
Как писала БДГ ранее, правительство намерено реализовать комплекс мер, направленных на увеличение ЗВР за счет средств, не обремененных обязательствами, в сумме 2,5-4 млрд долларов. Без создания данной "подушки безопасности" Нацбанк не пойдет даже на умеренные интервенции, а значит, валюта в продаже не появится.
При этом, по словам С.Румаса, с момента выхода на единый курс жесткая денежно-кредитная политика должна стать главным регулятором его изменения.
"Появление повышенного спроса на валюту должно нести за собой немедленное применение жестких мер регулирования. Вынужденной мерой будет повышение на непродолжительный период ставки Нацбанка, в том числе ставки рефинансирования и ставок по инструментам поддержки ликвидности", - отметил вице-премьер.
Он сообщил, что актуальным также будет вопрос рекапитализации госбанков. "Уже в третьем квартале правительство внесет соответствующее предложение", - сказал С.Румас.
Вице-премьер уверен, что "полнота реализации данных мер предопределит успешность стратегии по выходу на единый обменный курс, повысит доверие к банковской системе и обеспечит дополнительный приток средств населения, которые должны стать источником финансирования экономики на неэмиссионной основе".
Вице премьер также продолжил, что после выхода на единый курс крайне важно обеспечить устойчивость обменного курса в долгосрочной перспективе. "Для этого придется исключить возврат к механизму эмиссионной поддержки темпов экономического роста, использовать более гибкий режим обменного курса, реализовывать жесткую денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику", - подчеркнул С.Румас.