Министерство юстиции требует от Белорусского Хельсинкского комитета объяснений за «факты клеветнической информации».
Для известной правозащитной организации это может означать новые проблемы, так как в этом году БХК уже получил два критических замечания от Минюста, сообщает «Еврорадио».
На прошлой неделе после неудовлетворения жалобы БХК по второму замечанию Минюста заместитель председателя БХК Гарри Погоняйло сообщил:
«Теперь ситуация может развиваться так: через месяц Минюст может обратиться в Верховный суд о прекращении деятельности организации».
29 июля пять правозащитных организаций, в том числе БХК, подписали обращение к Специальному докладчику ООН по вопросу независимости судей и адвокатов Габриэли Кнауль.
Правозащитники обращают внимание на лишение адвокатских лицензий Тамары Гораевой, Олега Агеева и Татьяны Агеевой. В том же обращении содержится и информация об адвокатах Дарье Липкиной (защищала Никиту Лиховида) и Анне Бахтиной (защищала Ирину Халип) и отмечается, что они «будут лишены лицензии на адвокатскую деятельность». Сообщается также, что последнюю лицензии уже лишили.
На это Минюст ответил: «Упомянутые лица имеют соответствующие лицензии, проводят адвокатскую деятельность и вопроса о лишении специальных разрешений на повестке дня нет. Таким образом, эта информация имеет клеветнический характер».
Дарья Липкина подтвердила «Еврорадио», что аттестацию не прошла, но лицензию имеет: аттестационные комиссии оценивают работу адвокатов по качественным и количественным показателям, но полномочий лишать лицензии не имеют.
«Я не могу прокомментировать повестку дня Минюста, с ней меня никто не ознакомил. Что касается лицензии, я ее не лишена. Да, я не прошла переаттестацию 26 июля. Решение Аттестационной комиссии я обжаловала. На сегодняшний день я работаю, хочу работать, и надеюсь, что буду», - сообщила Липкина.
Вчера же единогласным решением высшей комиссии Анна Бахтина прошла переаттестацию.
Но Елена Тонкачева, юрист Центра правовой трансформации, который и подготовил обращение в ООН, признает, что в содержании обращения есть языковые неточности. Но рада реакции Минюста.
«Я не просто рада, я считаю это достижением! Так как Минюст был вынужден публично заявить, что не собирается ни на кого давить и лишать лицензии. Чудесно!», - заявила правозащитница.
Заявление Минюста, по словам Елены Тонкачевой, правда только наполовину. Ведь непереаттестация — это первый шаг к лишению лицензии. Если бы не было публичного заявления Минюста, то у адвокатов «тихо и аккуратно забрали бы лицензии» как несколько месяцев назад у некоторых их коллег, уверена правозащитница.